Эта президентская кампания уже получила несколько отличительных эпитетов. "Самая дорогая", "самая многочисленная" (по количеству кандидатов), "самая судьбоносная". И… "самая грязная". "КП" в Украине" выясняла основные тренды нечистых технологий в этом цикле борьбы за пост президента страны.
Сетка - способ скупки голосов избирателей при помощи создания разветвленной сети агитаторов, задача которых с помощью гречки или других "стимулов" убедить как можно больше людей проголосовать за нужного кандидата. Сетку можно построить с нуля, а можно купить уже готовую. Ее создают по телефонным базам, базам Пенсионного фонда или через различные акции типа заключения договоров социальной помощи, записи на встречах с избирателями и прочее.
Как правило, сетка создается из пенсионеров и малоимущих избирателей, а также тех, кто неоднократно уже продавал свои голоса на выборах и готов сделать это еще раз. Цена - около 600-800 гривен за голос.
Но проще купить сетку уже готовую, оставшуюся с прошлых выборов. Цена вопроса - от 5 до 20 тысяч долларов. Известно, что некоторые существующие в Украине сетки избирателей насчитывают до 20 тысяч человек.
- Классическая идеальная сетка - это избирательная "сетка Черновецкого". Когда людям, которым требовалась помощь, организовывали встречи за чашкой чая, где они могли общаться со своими сверстниками. Их персонально поздравляли с праздниками, днями рождений, они получали газету от политика, а между выборами им предоставляли вполне легальную материальную помощь. То есть политик приучил к себе целую социальную категорию, которую в день выборов уже не нужно было "покупать". Более того, они бесплатно агитировали за этого кандидата, - пояснил "КП" в Украине" глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
Но у этой технологии есть свой недостаток - сложность контроля, кто за кого проголосовал.
- Да, сетки - один из трендов этой избирательной кампании. Но как раньше, они уже не сработают. Во-первых, информированность населения возросла, и любой скандал со скупкой голосов принесет больше вреда, чем пользы. А кроме этого, избиратели могут взять гречку/деньги и проголосовать за другого кандидата. К тому же некоторые сетки накладываются другу на друга, их хозяева будут работать одновременно на нескольких кандидатов, - прогнозирует политолог Алексей Якубин.
Выдача компенсационных сумм за коммуналку в виде живых денег на руки малообеспеченным категориям населения вызвала большой резонанс. Власть говорит, что таким образом хочет помочь своим гражданам. А ее оппоненты утверждают, что это не что иное, как избирательная технология - скрытая взятка более чем двум миллионам граждан, получающих субсидии.
- Что бы там ни говорили представители власти, но живые деньги на руки в преддверии выборов - очевидная технология, да еще и админресурс. Власть имеет доступ к госбюджету и за счет него пиарит себя. Это попытка "подсластить" миллионы избирателей, - считает политолог Алексей Якубин.
Глава КИУ Алексей Кошель хотя и не выделяет монетизацию в отдельную избирательную технологию, но признает, что она "реально может простимулировать избирателя в пользу кандидата и уменьшить негатив против него".
"Мертвые души" на выборах раньше были одним из важных инструментов манипуляции. В списки вносились несуществующие избиратели в таких количествах, что они могли повлиять на результат на отдельно взятом участке.
- У нас официально около 36 миллионов избирателей. Но без оккупированных территорий и миллионов заробитчан эта цифра намного меньше. И этот люфт может создать соблазн манипулирования количеством избирателей, в том числе и при помощи смены прописки, - считает политолог Алексей Якубин.
В МВД уже заявили, что на середину февраля более 18 тысяч граждан временно сменили место голосования на выборах президента 31 марта. И больше всего заявлений подали жители оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, которые перерегистрировались на подконтрольный Украине Донбасс, а также Киев и Киевскую область.
- Не думаю, что это станет предметом массовых манипуляций с голосами. У нас сейчас около миллиона граждан, которые не имеют регистрации, и большинство из них на оккупированных территориях. И они вряд ли будут менять место голосования. Но главное - для этого нет пропускной возможности КПП на линии разграничения. А кроме этого, "власти" Л/ДНР их попросту не пропустят на украинские выборы, - считает глава КИУ Алексей Кошель.
Давно известно: главное не то, как голосуют, а как считают. Сейчас зарегистрированы 44 кандидата, и у каждого есть свои представители во всех участковых и окружных комиссиях. До 7 марта у них есть возможность снять свои кандидатуры и даже получить назад залог.
- Из этого списка как минимум 20 - это технические или аффилированные лидерами избирательной кампании кандидаты, которые отдадут своих представителей лидерам гонки. А у кого будет большинство представителей в избиркомах, тот и сможет влиять на ход голосования и подсчет голосов, - считает Алексей Якубин.
Речь идет о технологии управления и анализа очень большими объемами данных (Big Data) в социальных сетях, которые уже становятся универсальным методом влияния на сознание человека.
Эта технология основана на анализе данных о пользователях соцсетей, мнением которых можно манипулировать из-за их слабой информационной сопротивляемости. Регистрируясь в соцсетях во время общения, такой пользователь показывает свои интересы, потребности и убеждения. Если эти данные собрать и проанализировать, то можно получить индивидуальные портреты большого числа людей. Потом сгруппировать их по интересам и в предвыборной агитации предлагать каждой группе те идеи и лозунги, которые наверняка найдут отклик.
Технология Big Date уже была массово использована на президентских выборах в США в 2016 году и перед референдумом о выходе Великобритании из ЕС.
В Украине этот инструмент пусть не в таком масштабе и не в такой концентрированной форме, но также используется во время избирательных кампаний.
- Технология влияния на сознание людей через социальные сети хоть и не массово, но уже используется в Украине. В сетях создается набор месседжей и мотиваторов, которые склоняют отдать предпочтение тому или иному кандидату, - считает политолог Алексей Якубин.
Чаще же всего в Украине социальные сети используются для более примитивных целей - облить грязью оппонента.
- Черные технологии массово перешли в социальные сети. Если раньше это были листовки и сюжеты на ТВ, то сейчас вся эта грязь перешла в соцсети. Есть вирусная технология размещения антирейтинга политика, когда создаются сомнения вокруг кандидата путем публикации компромата на него. Создаются группы против кандидатов. Например, одна из таких групп имеет порядка 300 тысяч подписчиков. Пусть даже половина из них боты, но реальных подписчиков в ней на уровне среднего областного центра. Это очень затратные, но очень результативные технологии, которые могут существенно понизить рейтинг кандидата, - рассказал глава КИУ Алексей Кошель.
На первый взгляд может показаться, что затраты на черные технологии не окупают результата. Но это не так - на кону стоит очень много.
- Все ключевые кандидаты, кроме Зеленского, идут, что называется, нос к носу. То есть решающими могут стать даже один-два процента разницы в результатах в первом туре. А эти черные технологии в сумме как раз могут дать эти один-два процента, - считает политолог Алексей Якубин.