21 ноября
Загрузить еще

"Бандеровцы" против "небандеровцев". Как должна действовать полиция

Фото: Фото: Стоп-кадр

Столкновение активистов С14 с полицией на Подоле рассматривают с двух противоположных позиций. Первая - полиция грубо превысила полномочия, ее разделяет ГПУ. Вторая - активисты нарушили все мыслимые нормы закона, пытаясь взять штурмом режимный объект - на этом настаивают в МВД. И была бы схватка мнений равной, если бы во время разборок спецназа с активистами не прозвучало: "Ложись, Бандера!" Эмоциональная фраза выбила добрую долю аргументов из-под ног подопечных Сергея Князева. Он лично принес извинения за случившееся, а подчиненные главы НПУ развернули флешмоб "Я - бандеровец". Замешанный на политике скандал в нее же и вернулся. Мы попросили экспертов оценить случившееся с точки зрения права.

Штурма не было, активисты требовали вернуть им вещи

По мнению эксперта правозащитной коалиции "Нет - полицейскому государству" Богдана Чумака, сотрудники Подольского управления полиции без оснований задержали девятерых членов организации С14 и без права изъяли у них туристические ножи и травматический пистолет, на который имелось разрешение.

- Ребята пришли в управление, чтобы вернуть свои вещи, у кого-то еще пропала шапка, другой остался без куртки, - говорит Богдан Чумак. - Если посмотреть полную запись видео событий, а не урезанную полицией версию, понятно, что никакого штурма не было. ТОР (подразделение тактически-оперативного реагирования. - Ред.) прибыл, когда все успокоилось. Спецназовцы необоснованно применили силу к мирным гражданам, особенно когда добивали лежащих на земле или стоящих у стены.

Правозащитник считает, что руководство полиции Киева вообще не должно было привлекать спецназ для разрешения конфликта, который можно было урегулировать путем переговоров.

Полиция имела право даже стрелять

Ветеран МВД Олег Левинский считает, что сложившаяся 9 февраля ситуация вполне подпадает под пункт 4-й ст. 36 Закона "О Национальной полиции" - сотрудники Подольского райуправления имели право даже стрелять.

- Полицейский уполномочен применить оружие для отражения нападения на объекты, которые пребывают под охраной. А управление полиции, где есть оружие, хранятся уголовные дела, секретные материалы, относится к таковым. От С14 требовали покинуть помещение, но активисты продолжили напирать на дверь. Это - злостное неповиновение. Вызов спецназа не только оправдан, а был необходим, - говорит эксперт. - Однако действовали бойцы действительно с превышением силы. Бить лежащих на земле людей запрещено. За четыре года реформ, которые проводит Арсен Аваков, он так и не смог обучить свои спецназы правильной работе и отучить ругаться на спецоперациях. Думаю, боец, упомянувший "Бандеру", имел в виду не историческую фигуру, а радикалов, которые изрядно всех утомили своими выходками.

Также бывший оперативник МВД отмечает, что ножи и пистолет у первых задержанных изъяли правильно.

- Был вызов по "102", были люди, у которых нашли подозрительные предметы. Запрещенные они или нет, могут сказать только эксперты. Значит, нужно передавать на экспертизу. За этим должна проследить прокуратура и за тем, был ли протокол изъятия. Если нет, то за такое точно нужно наказывать, - говорит эксперт. 

Нет права на самосуд

Правозащитник Эдуард Багиров считает, что действия "Беркута" в 2013-м немногим отличаются от обращения с задержанными реформированных спецназовцев.

- По документальным хроникам мы видим, что в западных странах полиция задерживает организаторов беспорядков и тут же старается увести в машину. Не кладет зимой лицом в асфальт. Это само по себе жестоко, - говорит глава правления правозащитной организации "Международная лига защиты прав граждан Украины". - Но и участники акции допустили нарушения. Граждане имеют право прийти в полицию и потребовать свои вещи, если их забрали незаконно. В случае отказа нужно писать жалобу в прокуратуру и заявление о преступлении в Государственное бюро расследований. Сами граждане не могут давать оценку законности действий правоохранительных органов, а тем более устраивать самосуд. Это задача надзирающих за законом органов и суда.

Тем временем в Генеральной прокуратуре заявили, что полицейский, который кричал про Бандеру и бил ногами лежащего, уже установлен, готовится уведомление о подозрении. 

Также в ГПУ обещают дать принципиальную оценку попытке захвата Подольского управления полиции Киева. Но по тому, как прокуратура реагировала на прежние выходки "патриотов" из С14, мало веры, что кто-то будет наказан.

Новости по теме: Степан Бандера полиция Драка