В понедельник в Брюсселе состоялась трехсторонняя встреча представителей Украины, России и Евросоюза, на которой началось обсуждение судьбы транзита российского газа через территорию нашей страны после 2019 года – именно тогда закончится ныне действующий контракт. Каких-либо конкретных решений от встречи никто не ожидал, но перспективы взаимоотношения сторон с 2020 года уже вырисовываются.
Газовый вопрос - камень преткновения в отношениях Киева и Москвы последние полтора десятка лет. Газовые войны середины нулевых, когда Россия устраивала показательное закручивание вентиля в разгар морозной зимы, а потом начала строить обходные газопроводы вокруг Украины, привели к тому, что температура отношений сторон в газовом вопросе упала ниже нуля.
Наша страна считает дни, в течение которых не покупает российский газ, а Россия отказывается платить более 2 млрд долларов по проигранному в Стокгольмском арбитраже иску и все силы направила на строительство газопровода "Северный поток-2", который должен существенно снизить транзит через украинскую ГТС.
Изначально планировалось, это этот газопровод будет достроен до конца 2019 года, но из-за политического сопротивления и угроз санкций, реализация проекта замедлилась. Как бы нам не хотелось, но, скорее всего, его закончат к 2021-2022 году. Основная задержка будет в строительстве наземной инфраструктуры.
Поэтому пока России даже при сохранении текущего уровня экспорта газа в Европу после 2019 года, когда закончится действующий контракт, без украинского маршрута не обойтись.
По сути, переговоры в Брюсселе закончились ничем. Стороны высказали свои пожелания на будущее и договорились еще раз встретиться уже после президентских выборов в мае.
- Встретились. Поговорили. Очертили свои позиции. Теперь стадия обсуждения и принятия решения во "внутреннем круге", - описали итоги переговоров в украинском "Нафтогазе". - Если вкратце, то Газпром предлагает нам забыть "все былое" и обнулить взаимные претензии. Очевидно, хотят, чтобы мы забыли о решении Стокгольмского арбитража и простили долг в 2,7 млрд долларов. Наша позиция - решения предыдущих судов должны выполняться в полном объеме, и новое соглашение на транзит должно соответствовать европейскому энергетическому законодательству. Чтобы Россия по привычке не прибегла к нерыночным и неконкурентным методам, которые она неоднократно демонстрировала в прошлом.
По словам украинских переговорщиков, такой же позиции придерживается и Еврокомиссия (ЕК).
- Мы благодарим за поддержку ЕК, которая считает, что новый контракт на транзит газа должен быть длительным - на 10 или более лет - и предусматривать такие объемы, которые могли бы заинтересовать западного инвестора, - резюмировали в Нафтогазе. – В ЕК считают, что в контракт должны быть заложены объемы транзита, которые "обычно обеспечивала украинская ГТС".
В свою очередь министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Россию в первую очередь интересует коммерческая привлекательность проекта.
-Транзитный контракт будет обсуждаться, но базовым условием является его коммерческая привлекательность. То есть создание таких экономических условий, которые были бы конкурентоспособны по отношению к другим направлениям — тому же "Северному потоку", "Турецкому потоку", — сказал министр.
Дальше поддержки Украины на словах со стороны европейских стран дело не идет. В той же Германии, которая фактически и лоббирует строительство "Северного потока-2", на все протесты Украины отвечают успокаивающими фразами. Мол, не переживайте, мы обяжем Россию сохранить определенный объем поставок через украинскую ГТС. Но ни разу еще не был назван ни механизм такого решения, ни возможные объемы поставок.
В конце прошлого года Европарламент осудил строительство "Северного потока-2". Но эксперты назвали это тоже лишь дружеской поддержкой.
- По сути, Европарламент поддержал Украину на словах, - говорит энергетический эксперт Дмитрий Марунич. – Каких-либо реальных рычагов давления на Германию и компании, которые участвуют в реализации проекта, у Европарламента нет. Какие-то конкретные меры может принять только Еврокомиссия, но там это вопрос в последнее время не поднимали.
По словам эксперта, реально Европа может разве что обязать хозяев "Северного потока-2" предоставлять доступ к трубе третьим лицам.
Куда интереснее ситуация с реакцией США, ведь их резолюция предусматривает санкции против компаний, занятых в этом проекте.
А на днях федеральный министр иностранных дел Германии Хайко Маас заявил, что даже санкции США не смогут остановить реализацию этого проекта. Но вместе с тем он пообещал немного подсластить горечь потери части транзита.
"Транзит по территории Украины должен быть обеспечен", - заявил Хайко Масс.
Нечто подобное на днях заявил и Владимир Путин.
"Мы загрузим газом оба "Северных потока" и "Турецкий поток". Но при таком большом объеме поставок газа европейским потребителям сохраняются и возможности его транзита через ГТС Украины. Возможность сохранения транзита российского газа в Европу через Украину будет обсуждаться руководством "Газпрома" на трехсторонней встрече в Брюсселе", – сказал российский президент.
В принципе, ничего нового ни немецкий чиновник, ни российский президент не сказали. Эксперты уверены, что даже после запуска обоих Северных и Турецкого потоков часть топлива из России в Европу нужно будет прокачивать через Украину. То есть газопровод временами будет работать с востока на запад, но в то же время придется качать часть газа на восток.
Сейчас Украина поставляет российский газ в Европу. До конца 2019-го у нас действует транзитный контракт. За год мы прокачиваем около 90 млрд кубометров топлива, за что получаем около 3 млрд долларов. Если же Россия реализует оба обходных газопровода "Северный поток-2" и "Турецкий поток", то транзит российского газа может сократиться до 15-30 млрд кубометров.
Если прокачка сократится в 3-5 раз, часть газопроводов придется "разворачивать" и качать газ уже из Европы в сторону восточной границы. Поэтому эксперты советуют уже сейчас отрабатывать резервные механизмы.
- Думаю, что сейчас уже нужно думать, как оптимизировать работу украинской ГТС после того, как транзит через нее сократится, - говорит Дмитрий Марунич. – Часть компрессорных станций придется закрыть, часть веток трубы - тоже.
Что касается транзита в ближайшие два года, пока еще не будут в полной мере запущены "Северный поток-2" и "Турецкий поток", то газ могут отдавать прямо на границе с Россией, чтобы вопрос транзита лежал уже на европейской стороне или Украине. Если же объемы будут большими, то будет заключен краткосрочный контракт - до момента ввода в действие "Северного потока-2".