Загрузить еще

Взяли за шкирку, выкинули за шлагбаум: как из России выдворяли львовскую журналистку

Взяли за шкирку, выкинули за шлагбаум: как из России выдворяли львовскую журналистку

Украинские иммигранты в Москве расколоты на два лагеря. В одном горячо поддерживают уроженку Львова Елену Бойко (в девичестве Вищур) и возмущаются ее выдворением из России, в другом злорадствуют и говорят: поделом. 17 января Служба безопасности Украины подтвердила, что Елена Бойко была задержана в Харькове в рамках уголовного производства по ч. 2-й ст. 110 - "Посягательство на территориальную целостность". В ближайшее время 59-летнюю женщину должны доставить во Львовское ­СИЗО, где будут проходить следственные действия. "КП" в Украине" собрала все, что известно о галичанке, которую называют "скандальной звездой российских ток-шоу".

"Галицкий ястреб" и другие

В интервью российским каналам Елена говорила, что родилась в одном квартале с лидером "Свободы" Олегом Тягнибоком и даже катала его маленьким в колясочке. Но политическую известность Тягнибок приобрел гораздо раньше своей соседки. После окончания журфака Елена якобы работала в ряде изданий и на телеканалах, но была популярной только в своем кругу. 

Относительную известность Бойко - Вищур получила после 2014 года, когда заняла открытую антимайдановскую позицию и основала общественную организацию "Галицкий ястреб", чтобы агитировать за автономию Галичины.

Организация не была массовой, но выступления Елены по интернет-каналам были замечены. В 2015 году студию Бойко посетила с обыском СБУ, сама Елена вместе с одним из соратников была задержана. 

Несмотря на обвинения в сепаратизме, женщина не попала под арест и сочла за лучшее покинуть Львов. Поначалу она пыталась найти себя в "ДНР", но что-то пошло не так, и украинка поехала в Москву.

По официальным документам, в России Елена Бойко находилась с 2016 года. 

Летом 2015 года после митинга Елену облили зеленкой возле офиса "Правого сектора". 

Ты не беженка, ты - шпион!

В Москве жизнь поначалу задалась. В политическом убежище Елене Бойко отказали, но сама она называла себя политической беженкой и рассказывала, что в Украине ее разыскивают по двум, а то и трем уголовным делам. Яркая и многословная, она стала частым гостем ток-шоу. Тем более интересным, что легко затевала скандалы. А в студии программы "Место встречи" на НТВ и вовсе ввязалась в драку. 

Несдержанная в эмоциях, острая на язык, Елена критиковала не только украинскую власть, но и покусывала российскую. Из-за этого часть зрителей НТВ (Бойко покровительствовал известный российский медиаменеджер Андрей Норкин) стали называть Бойко "агентом СБУ", "засланным казачком" и тайной "укронацисткой". Некоторые бывшие соотечественники тоже об этом говорили. 

"Из ее окружения стало известно, что она специально не оформляла документы, как будто ожидая рано или поздно именно такой реакции от наших государственных органов, также ее окружение говорит, что на самом деле она ненавидела Россию", - написал в Фейсбуке хирург из Москвы Павел Парунов. 

А в августе 2017 года на сайте beta-press.ru вышла статья "Нелицеприятное досье Елены Вищур (Бойко)", где львовянку уличали в тайной дружбе с Андреем Садовым, связях со "свободовцами" и едва ли не прямо говорили о том, что она - украинский шпион.  

Недруги Бойко также раскопали наличие у нее польского паспорта, судимости с 83-го по 87-й год, фальшивого диплома и другой компромат.  

Увели из "нехорошей" квартиры

Характерно, что Елена действительно не оформляла документы по надлежащей процедуре, а получала миграционные карточки через частные конторы. В материалах Преображенского суда Москвы говорится, что срок ее законного пребывания в России истек летом прошлого года. Сама Бойко признала, что нарушила российское законодательство, но объяснила это нежеланием лишний раз унижаться перед чиновниками. Дескать, с 2016 года просит убежища и получает отказ.

Однако люди, знающие Елену, а особенно враждующие с ней, говорят о других особенностях проживания галичанки в Москве.

"По поводу Елены Бойко - Вищур. Я с утра не поленилась и позвонила хорошему приятелю из УМВД, который там в чине, попросив его пробить, что и как. Так вот, страдальцы, пробили эту лахудру по базе, и что вы думаете?.. За последний год на нее 6 жалоб в полицию! А знаете, за что? За ночные пьянки и дебоши в арендуемой квартире в районе метро Щелковская. Заявления писали соседи. Плюс статус квартиры значится как "антисоциальная", с антисанитарией, то есть на учете. Вот и увели ее по очередной жалобе", - написала 12 декабря в Фейсбуке иммигрантка из Украины журналистка Ксения Шкода. 

Друзья Елены утверждают, что жила она чинно и благородно. А соседи - это только повод, который использовала ФСБ. 

Интересно, что после того, как участковый увел Бойко из "нехорошей" квартиры в приемник-распределитель для нелегальных мигрантов, а суд постановил ее депортировать, именно Ксению Шкоду стали обвинять в том, что она "заказала" Вищур.

Что произошло между двумя дамами - неизвестно, но у обеих есть свои группы поддержки, которые сейчас жарко грызутся в соцсетях.   

КПП "Нехотеевка", где Елена провела несколько часов на нейтральной полосе. 

Просилась в Донецк или Луганск

Сторонники Елены Бойко считают, что ее выдворение из России больше походило на экстрадицию. Пусть без наручников и не из рук в руки, но слаженно.

После решения Преображенского суда Москвы само постановление о выдворении издали 15 января. По правилам полагается подождать десять дней, чтобы документ можно было обжаловать в суде, но Елену в тот же день усадили на поезд до Белгорода. А по прибытии силой затолкали в машину, которая привезла на пограничное КПП "Нехотеевка".

Один из защитников львовянки Руслан Осташко опровергает версию, будто Бойко сама выбрала путь в Харьков. В Фейсбуке он представил фотографии двух писем журналистки. В одном она заявляет, что была юридически неграмотной и согласилась на Харьков под давлением. В другом отказывается от выдворения в любой другой город Украины, кроме Донецка и Луганска. 

Но впереди маячил Харьков… Оказавшись в Нехотеевке, Елена пыталась протестовать, требовала вызвать к ней полицию, но пограничники остались глухи и немы. "Взяли за шкирку… и выкинули за шлагбаум", - рассказывала сама Елена на последнем видео, которое успела записать. До этого она спешно составила письмо с просьбой о политическом убежище, но российская сторона проигнорировала бумагу, как и саму женщину, рвущуюся назад. 

Спустя некоторое время к Елене, зависнувшей между двумя странами, подошли украинские пограничники, сказали, что на нейтральной полосе находиться нельзя, и пригласили с собой. Комнату, куда ее завели, сторожили четыре автоматчика.

В постановлении Преображенского суда конечным пунктом выдворения Елены является Львов. При этом, как утверждала сама Бойко, в документе указан адрес не ее фактического проживания, а студии, где в 2015 году проводила обыск СБУ.

В настоящее время, если подозрения не ужесточат, журналистке грозит от 3 до 5 лет ограничения (колония-поселение) или лишения свободы. В прежней редакции обвинений якобы фигурировала еще статья о государственной измене, однако в последней официальной информации СБУ она отсутствует.