Год назад, 24 октября, 35 человек поставили мир на уши. В ожидании «конца света» они добровольно ушли жить под землю - в пещеру села Никольское близ Пензы. Двое из них там же скончались. Бывший лидер затворников Петр Кузнецов - в психушке. Остальные после уговоров вышли из пещеры и вернулись домой.
«Спасибо «Комсомолке» за возвращение мужа!»
Самые разительные перемены после возвращения из заточения - в судьбе нижегородца Станислава Апарина. До ухода этот 37-летний человек был бизнесменом: владел двумя магазинами. И вдруг он бросает все, в том числе трехмесячную дочурку, и уходит в пещеру.
...Жена Апарина Люба до сих пор благодарит «КП». Ведь когда весной 2008-го затворники наконец вышли из своего заточения и Станислав вернулся в родное село Арефино, наши журналисты привезли к нему психолога, который помог супруге «вытащить» мужа.
- Я делала все так, как мне советовали, - улыбается женщина. - Загружала Стаса работой, оставляла одного с дочкой, которая поначалу к нему даже на руки не шла. И теперь супруг всей душой с нами. Спасибо вам!
Внешне Апарин теперь мало напоминает сидельца, хотя борода осталась.
- Первое слово, которое дочка сказала, было «папа»! - гордится отец.
«Бывшим» отключили свет и воду
В отличие от Апарина ставропольских затворниц-пенсионерок Ольгу Моргунову, Любовь Безгину и Татьяну Платонову втягивать обратно в нормальную жизнь оказалось некому. Сиделиц привезли из Пензы на поезде в Минводы, откуда те приехали, да там и оставили. Те уж сами как могли добирались до Труновского района, где поселились в доме Моргуновой (женщины не хотят жить с родными, предпочитая друг с другом ждать конца света).
За коммунальные долги местная власть, несмотря на былые обещания вернуть сиделиц к нормальной жизни, отключила у Моргуновой свет, воду и газ. Власти отнекиваются - мол, мы готовы были простить долги за «коммуналку», льготы старухам дать. Но ведь те не оформляют документов (мол, в виньетках паспорта видно «число дьявола»), а без них - никак...
...В нетопленой сырой хате от холода пар изо рта идет.
- Апокалипсис грядет, до Нового года не доживем! - крестясь, твердит Платонова...
Из Никольского уехали все затворники, кроме семьи бывшего второго лидера (после Кузнецова) Виталия Недогона (он сам, его жена и трое детей). Они по-прежнему не приемлют обучение детей в школе. В органах образования, решив, что дети в том не виноваты, стали учить девочек на дому.
Зато починили дорогу!
...Пещера в селе Никольском взорвана, овраг порос бурьяном. Петр Кузнецов до февраля будет лечиться в психушке. Тем временем его имя... вошло в науку. В пензенском университете, рассказывая будущим студентам о методах манипулирования сознанием, приводят пример с затворниками.
- Если знать приемы, можно внушить людям любую информацию, которую они примут за собственные желания, - рассказывает молодежи декан факультета психологии Леонид ДУБОВЫЙ. - История затворников из Никольского - тому пример. Кузнецов, видно, на подсознательном уровне владел способами воздействия на психику окружающих.
Дом бывшего лидера охраняет пес Шарик.
- Приезжали его мать и сестра, заколотили все досками, - рассказывают соседи. Они по-прежнему называют бывших затворников «ненормальными», но благодарны им за решение извечной российской проблемы. Чтобы чиновникам было удобно ездить на переговоры с сидельцами, улицы в Никольском и окрестностях привели в порядок!
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
24 октября 2007 года - 35 человек (четверо - дети) ушли в пещеру.
13 ноября - «КП» первой сообщает о пензенских затворниках, и за их эпопеей начал следить весь мир.
28 марта 2008 года - семеро затворников вышли после того, как власти разрешили им жить в молельном доме.
10 апреля - стало известно, что в пещере два трупа.
18 апреля - принято решение суда о выдворении на родину белорусских затворников.
16 мая - выходят последние.
20 мая - пещера взорвана.