Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Цена президентских рейтингов - стоит ли им доверять и кому они нужны

Цена президентских рейтингов - стоит ли им доверять и кому они нужны
Фото: Карикатура: архив «КП»

До официального старта президентской предвыборной кампании еще два с половиной месяца, а мы уже стали свидетелями битвы президентских рейтингов. Едва ли не каждую неделю различные соцкомпании публикуют итоги опросов, кого украинцы хотят видеть новым президентом страны. Вопрос один, а ответы на него у разных компаний разнятся. Парадокс?!

Пять причин заказать соцопрос

Эксперты в один голос уверяют, что данные соцопросов – мощный политтехнологический метод в ведении успешной избирательной кампании. Он существенно влияет на исход избирательной гонки, особенно в ее последние дни.

- Так уж сложилось, что каждый хочет поставить не аутсайдера, а на победителя. И рейтинги в этом случае – отличная "подсказка". С их помощь политики охотятся на неопределившихся избирателей – тех, у кого нет стабильных политических и идеологических взглядов. Такие люди чаще всего голосуют за лидера рейтингов, чтобы не пропал голос, - объясняет директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Эксперт также отмечает, что рейтинги отлично подстегивают отстающих. Увидев низкий процент поддержки, такие политики начинают корректировать избирательную кампанию, искать союзников. Кстати, о союзниках. Политикам второго эшелона рейтинги помогают повысить собственные ставки.

- Попадание политика в рейтинги, по которым он набирает хотя бы один процент электоральной поддержки, автоматически выводит его в высшую лигу украинской политики. Если какая-то весомая партия объявит о желании объединиться с кем-то, то в первую очередь внимание обратят на партийных лидеров – участников рейтинга, - говорит директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.

Как оказалось, социологические рейтинги помогают политикам в поиске спонсоров. Чем выше его позиция в соцопросе, тем легче вести переговоры с олигархами, финансово-промышленными группами о своей поддержке.

- У нас президентская кампания потом перерастет в парламентскую. И если уже сегодня какой-то кандидат получает 3-4% поддержки, то это хороший задел на парламентские выборы. Ведь еще чуть-чуть и будет 5% - проходной барьер в Раду преодолен, твоя партия в парламенте. И люди, которые имеют деньги, начинают с таким кандидатом договариваться о местах в избирательном списке его партии на будущие выборы в ВР, - выстраивает цепочку интересов Вадим Карасев.

Цена вопроса – от $10 до 30 тысяч

По словам политологов, чаще всего социологические опросы на определение фаворитов предвыборной кампании заказывают партийные штабы или офисы отдельных политиков. Реже оплачивают опросы посольства иностранных государств и международные организации. Цена вопроса зависит от требований заказчика.
- Цена за исследования, проводимые солидными социологическими конторами  с выборкой в 2,5 тысячи респондентов, дизайн исследования, анализ массивов может доходить до 10 тысяч долларов. Эта сумма еще зависит от того, может ли социологический центр потом обнародовать итоги исследования. Если да, то заказчику будут скидки. Соцкомпаниям выгодно, чтобы президентские рейтинги появлялись, так как это и их реклама. А за секретность придется доплатить, - рассказывает политтехнолог Алексей Якубин.
Значительно дороже стоит проведение социсследования по регионам, кого предпочитают в качестве президента украинцы западной, восточной части страны.
- В таком случае нужно увеличивать выборку, скажем, до 20 тысяч человек. Этот опрос "потянет" уже до 30 тысяч долларов, - уточняет Якубин.
Если даже на глаз подсчитать, сколько уже было обнародовано итогов президентских рейтингов только в этом году и умножить на стоимость их проведения, то получится сумма с 5 нулями.

Почему разнятся итоги соцопросов?

Нередко так бывает, что с разницей в несколько дней появляются итоги президентских рейтингов, проводимых разными соцгруппами. Хоть и фавориты их соцопросов плюс-минус одинаковые, но процент электоральной поддержки разнится (иногда даже существенно). Почему так происходит? Пояснений этому как минимум два. Первое – некоторые опросы проводят центры (фирмы, институты)-"пустышки". По словам Алексея Кошеля, такие "соцкомпании" банально на коленке рисуют итоги соцопроса, а на деле его не проводят. Поэтому нужно ориентироваться только на данные компаний, которые имеют многолетний работы проведения социсследований. На сегодняшний день в Украине зафиксировано, что политические рейтинги составляют 80 компаний, но только 10 из них делают это профессионально – их итоги во многом соответствуют реальному волеизъявлению украинцев на выборах.

Второе – очень важно, как в опроснике будет звучать вопрос к респонденту. Прежде чем спросить, за кого вы готовы отдать голос, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, социологи могут задавать вопросы, которые подводят респондента к "правильному" выбору. Например, сначала респондента спросят, поддерживаете ли курс на украинизацию? Считаете ли, что нужно продать НАК "Нафтогаз"? Соглашаетесь ли с позицией, что для достижения мира в Донбассе нужно вступать в прямые переговоры с представителями "ОРДЛО"? В каждом из подобных вопросов стоит завуалированная агитация за кандидата-заказчика опроса.

В тему

Кому верить?

Накануне президентских выборов в 2014 году правление Социологической ассоциации Украины высказало доверие таким центрам

1. Группа "Рейтинг"
2. Институт социологии НАНУ
3. КМИС
4. СОЦИС
5. Украинский институт социсследований им. Яременко
6. Центр Разумкова
7. Центр "Социальный мониторинг"
8. GFK Ukraine
9. Research & Branding Group
10. TNS Ukraine

Кстати

Что показывает последний соцопрос

Рейтинг от КМИС
1. Юлия Тимошенко – 10,6%
2. Петр Порошенко и Владимир Зеленский – 6,5%
3. Анатолий Гриценко – 6%
4. Святослав Вакарчук – 4,6%
5. Юрий Бойко – 4,4%
6. Вадим Рабинович – 4,1%
7. Олег Ляшко – 3,7%
8. Андрей Садовой – 2,3%
Проводился с 8 по 23 сентября, опрошены 2026 респондентов в 110 населенных пунктах страны, кроме оккупированных территорий, статистическая погрешность - 3,3%.

Как это было

"Свобода" проходила в Раду по всем опросам, но на реальных выборах пролетела

Чтобы составить собственное понимание, насколько правдивы и близки к реальным политическим раскладам и настроениям в стране социальные исследования, следует просто сопоставить их рейтинги с реальными итогами предвыборной кампании. В день парламентских выборов в 2014 году было проведено 5 экзит-полов различными компаниями. О том, что все они могут ошибаться, говорят результаты ВО "Свобода", которая не преодолела проходной барьер в ВР, хотя по данным всех экзит-полов она должна была попасть в Раду.

"КП в Украине" наглядно показывает, кто из социологов тогда "выстрелил" в цель, а кто промазал (внизу – реальные данные)

Национальный экзит-пол (организованный Фондом "Демократические инициативы", КМИС и Центром Разумкова)

23% - "Блок Петра Порошенко"
21,3% - "Народный Фронт"
13,2% - "Самопомич"
7,6% - "Оппозиционный блок"
6,4% - "Радикальная партия Олега Ляшко"
6,3% - "Всеукраинское объединение "Свобода"
5,6% - "Всеукраинское объединение "Батьківщина"

Экзит-пол по заказу канала "1+1" (провела компания TNS)

24,3% -  "Блок Петра Порошенко"
21,8% - "Народный фронт"
12,5% - "Самопомич"
7,1% - Радикальная партия Олега Ляшко
6,6% - "Оппозиционный блок"
6,3% - "Свобода"
6,0% - "Всеукраинское объединение "Батьківщина"

Экзит-пол социологической группы "Рейтинг"

22,2% - "Блок Петра Порошенко"
21,8% - "Народный фронт"
14,2% - "Самопомич"
7,8% - "Оппозиционный блок"
6,4% - Радикальная партия Олега Ляшко
5,8% - "Свобода"
5,6% - "Всеукраинское объединение "Батьківщина"

Экзит-пол по заказу телеканала "Интер" (провели "Социальный мониторинг" и Украинского института социальных исследований им. Яременко)

23,1% - "Блок Петра Порошенко"
19,7% - "Народный фронт"
11% - "Самопомощь"
9,9% - "Оппозиционный блок"
6,6% - Радикальная партия Олега Ляшко
5,8% - "Всеукраинское объединение "Свобода"
5,7% - "Всеукраинское объединение "Батьківщина"

Экзит-пол "Савик Шустер студия"

23,2% - "Блок Петра Порошенко"
20,7 - "Народный фронт"
13% - "Самопомощь"
8% - "Оппозиционный блок"
6,8% - Радикальная партия Олега Ляшко
5,8% - "Всеукраинское объединение "Свобода"
5,5% - "Всеукраинское объединение "Батьківщина"

Официальные итоги выборов в ВР-2014

22,14% - "Народный фронт"
21,82% - "Блок Петра Порошенко"
10,97 % - "Самопомощь"
9,43% - "Оппозиционный блок"
7,44% - Радикальная партия Олега Ляшко
5,68% - ВО "Батьківщина"
4,71% - ВО "Свобода"