Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Родные погибших: «Они поплатились жизнью за безалаберность...»

Родные погибших: «Они поплатились жизнью за безалаберность...»

Весть о несчастье по Комсомольску-на-Амуре разнеслась молниеносно. Мысль о том, что родственники или знакомые, возможно, погибли, но кто - неизвестно, сводила людей с ума. Постоянно звонили друг другу, пытались куда-то бежать, дозвониться до Большого Камня. Для тех, кто отправил своих близких в море, наступили страшные часы ожидания.

- Я пережила жуткие сутки, не находила себе места, - говорит Валентина МОЛОДЦОВА, жена одного из работников Амурского судостроительного завода. - Потом муж Сергей наконец-то позвонил - живой, здоровый. Но что случилось, не объяснил, говорит, нельзя, потом приеду - расскажу. А приедут они только к декабрю, не раньше. Пока не закончится следствие.

Николай и Маргарита Суренковы потеряли сына Дмитрия. Супруги всю жизнь проработали на этом заводе, сюда же пришел и их сын.

- Он трудоголик у нас... был. - Отец с трудом говорит это жуткое «был». - Ему очень нравится... нравилось работать на лодках. А то, что произошло, - халатность, наша русская безалаберность! И мой сын расплатился за это жизнью.

- Нужно обязательно разобраться, почему так произошло, - плачет мама Димы. - Мы, родители, будем этого добиваться. Боже, какое горе! Мы решили, что похороним всех погибших вместе. Работали вместе, умерли вместе, пусть вместе и лежат... А какие все люди были хорошие, умные, красивые, молодые!.. Заводская элита...

Тела комсомольчан, погибших в Японском море, сегодня доставят в Комсомольск-на-Амуре самолетом МЧС. А завтра похоронят. В Хабаровском крае в этот день будет объявлен траур. Все расходы по погребению берет на себя администрация города. По 100 тысяч семьям погибших выделяет правительство Хабаровского края, по столько же - правительство Приморья.

У каждого корабля, который спускается на воду в доках Амурского судостроительного завода, есть своя «невеста». Это давняя традиция. Обычно это работница завода или чья-то родственница. Выбирают, как правило, самых красивых.

Когда судно выталкивается из доков, разбивают две бутылки шампанского. 

О нос бутылку разбивает «невеста», о корму - уже кто-то из рабочих. Так было и в 2006 году, когда торжественно вывели в док и спустили на воду «Нерпу». Бутылки разбились с первого раза, как положено по всем приметам...


ВЕРСИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Что случилось на подлодке?

1. «Пожар на АПЛ был, но об этом никогда не скажут»

Николай МАРКОВЦЕВ, капитан 1 ранга запаса, отслужил 7,5 года на атомных субмаринах на Камчатке, затем в ФСБ курировал подводный флот:

- Узнаем ли мы правду о ЧП, будет зависеть от решения комиссии, которая сейчас расследует аварию. Не сомневаюсь, что информацию постараются свести до минимума. Я уверен, что был какой-то фактор, из-за чего сработала система пожаротушения, - либо повышение температуры в отсеке, либо задымление. Только при пожаре может быть такое количество жертв.

Что касается того, что большинство погибших - гражданские специалисты, из своего опыта знаю, что инструктаж сдаточной команды проводится формально. Сплошь и рядом ходят по подлодке, как по заводу, без портативных дыхательных аппаратов (ПДА). Положение по борьбе за живучесть предписывает иметь при себе ПДА даже в койке. Тем более в состоянии погружения это вопрос жизни и смерти. 

2. Сбой при проверке пожарной системы

Николай МЕЖОНОВ, капитан 2 ранга, ходил на атомных подводных лодках 15 лет:

- Поскольку цель похода - передать военным субмарину, то проверялись все возможности подлодки по максимуму. То есть нажимали все кнопки, а если погружались, то на большую глубину. Конечно, проверяли и систему пожаротушения ЛОХ. Скорее всего, клапаны, которые отвечают за подачу фреона в 1-й и 2-й отсеки, были неисправны. Поэтому фреон начал поступать в отсеки. Люди в это время спали, поэтому, когда сработала сирена (а она должна включаться автоматически при подаче фреона), скорее всего, просто не успели надеть маски, тем более что большинство - гражданские. В «Нерпе» три «этажа», тяжелый газ опустился вниз - там люди и пострадали больше всего. Кто потерял сознание, получили ожоги. 

На самом деле команда, которая находилась на борту, сработала замечательно. Фреон заполнил оба отсека максимум за 10 минут. По моим подсчетам, только в первом отсеке находились около 100 человек. Жертв могло быть гораздо больше.


ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Это не первый случай 

Неисправная система пожаротушения уже уносила человеческие жизни. Подобный случай произошел еще в 1976 году во время боевого похода подлодки Северного флота «К-77». Утром 20 марта подводная лодка шла на глубине 80 метров в Бискайском заливе.  
- В 10.40 из жилого 5-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога! Пожар в 5-м отсеке! - вспоминает Сергей АПРЕЛЕВ, капитан 1 ранга из Северодвинска. - По приказанию командира в 5-й отсек был подан огнегаситель «Фреон-114-В2». Связь по корабельной трансляции между главным командным пунктом и кормовыми отсеками 6 и 7 мгновенно оборвалась. Из 7-го успели доложить по телефону, что к ним несанкционированно пошел фреон. 

В 11.10 лодка всплыла. Спасательной группе в 7-м отсеке открылась страшная картина.

На палубе в различных позах лежали 12 моряков. Только двое были в дыхательных аппаратах. Усилиями врача и его помощников удалось вернуть в сознание нескольких моряков. 

При выяснении причины возгорания оказалось, что во время ремонта подводной лодки на судоремонтном заводе кто-то из рабочих ошибся. При сборке системы перепутали маркировку, что и стало причиной трагедии: вместо пятого отсека фреон пошел в седьмой. Проверка на всех подводных лодках соединения показала, что на «К-67» и «К-304», только что вернувшихся из ремонта, маркировка на клапанах системы ЛОХ была также перепутана. Случись у них на борту пожар - жертв не удалось бы избежать.


Список погибших...

Военные

ГОЛОВНЫХ Евгений Борисович, капитан 2 ранга, заместитель командира экипажа по воспитательной работе
ПОДБОРНОВ Александр Николаевич, капитан 3 ранга, начальник химической службы экипажа
ПРУДНИКОВ Александр Евгеньевич, мичман, старший кок-инструктор экипажа

Гражданские специалисты

БАКУЛИН Сергей Алексеевич, специалист трюмных систем
ВЛАСОВ Андрей Вячеславович, специалист
ДРУЖИНИН Виктор Дмитриевич, начальник испытательной партии
ЕГОРОВ Илья Петрович, специалист
КАЧУСОВ Анатолий Федорович, специалист
КРАСИКОВ Евгений Михайлович, инженер
ЛЫСЕНКО Алексей Иванович, машинист
НЕЖУРА Александр Владимирович, машинист систем вентиляции
ПИЩУЛИН Владимир Валерьевич, старшина
САЯПИН Владимир Григорьевич, специалист по автоматике
СУЛИМОВ Владимир Сергеевич, сдаточный механик заказа
СУРЕНКОВ Дмитрий Николаевич, машинист систем осушения и водоотлива
ТАРАСОВ Владимир Дмитриевич, инженер-механик
ТЮГАЕВ Антон Геннадьевич, дозиметрист
ФИШИЧ Виктор Иванович, старший инженер-механик
ШУГАЕНКО Александр Георгиевич, мастер-механик трюмных систем
ШУТОВ Игорь Владимирович, специалист

...и пострадавших

Военные

ВАХРУШЕВ Александр Леонидович, старший мичман

Гражданские специалисты

АНЬШАКОВ Сергей Анатольевич
БОЛАНДИН Николай Николаевич
БОЛЬШАКОВ Антон Павлович
ГАВРИК Анатолий Гаврилович
ДЕРИН Александр Леонидович
КОЗЛОВ Владимир Нестерович
КОСТЮЧЕНКО Станислав Владимирович
МИХАЙЛОВ Александр Юрьевич
НЕЖУРА Владимир Андреевич 
НЕФЕДЬЕВ Максим Сергеевич
ОВСЯННИКОВ Евгений Валерьевич
ПУСТОВОЙ Д. А.
РИФК Виктор Эльмаевич
СОТНИКОВ Юрий Георгиевич
СТОЛЬНИКОВ Сергей Ионович
ФРОЛОВ Александр Алексеевич
ЦУРКИН Денис Павлович
ШАНАЕВ Александр Леонидович
ШЕМЕРОВ Владимир Николаевич
ЩЕПИН Владимир Николаевич