Мы собрали все их требования и поговорили с экспертами относительно возможности их удовлетворения.
Ветераны войны в Афганистане протестовали в первую очередь против монетизации транспортных льгот. Представители этой группы протестующих уверяют, что 72 грн в месяц на проезд – это очень мало, и спорить с этим трудно. Особенно учитывая, что в столице уже менее чем через месяц проезд на общественном транспорте вырастет до 8 грн за поездку.
"КП" в Украине" уже писала о том, что льготники с самого начала от монетизации льгот в нынешнем виде были не в восторге. Ведь это будет выгодно исключительно тем, кто общественным транспортом вообще не пользуется - остальных эти "копейки" не спасут.
С другой стороны, экономисты практически единодушны: процесс монетизации льгот не просто назрел – он даже опоздал, причем лет на 15! Так что без этого просто не обойтись. Иначе транспорт и дальше будет дорожать, потому что обычные пассажиры будут фактически из своих карманов оплачивать многомиллионную армию льготников.
Терпение шахтеров уже на исходе: им 2 месяца не выплачивают зарплаты. Долг перед горняками, которые трудятся на государственных предприятиях, составил 750 млн грн. Кроме того, "прицепом" шахтеры требуют принять законопроект о бюджетной поддержке угольной отрасли – то бишь давать шахтам дотации.
Надо сказать, что хронически растущая задолженность по зарплате – это проблема не только шахтеров, но и всей страны. Напомним, что долги по зарплатам в Украине вплотную приблизились к отметке в 2,5 млрд, но первенство в этом антирейтинге действительно за Луганской и Донецкой областями – 510 млн и 445 млн грн соответственно.
Но если ситуация с погашением задолженности обещает разрешиться – по крайней мере, такое обещание дал министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, то с дотациями шахтам ситуация обстоит сложнее.
"Дотации шахтам – это деньги для олигархов, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Как только появляются дотации – тут же возникают аферы и схемы. В результате сами шахтеры ничего не имеют, а вот владельцы шахт хорошо на этом зарабатывают. У нас дотации шахтам давали с 1992-го: страна получила олигархов, но вот шахтеры оказались нищими".
Да, соглашается эксперт, шахты у нас убыточные, а себестоимость добычи угля в Украине оказывается выше, чем мировые цены на уголь. Получается, что нам выгоднее покупать канадский уголь, чем украинский.
"Давно нужно было закрыть эти шахты и создать новые рабочие места, - говорит Охрименко. - Именно так в свое время сделала Тэтчер, которую, кстати, тогда все ругали, а теперь хвалят ее мудрость. А ведь в Британии была аналогичная проблема: себестоимость угля была выше цены на уголь".
"Стоит или не стоит закрывать шахты – это вопрос, не имеющий однозначного ответа, - считает энергетический эксперт Дмитрий Марунич. – В середине прошлого года себестоимость угля по госшахтам составляла в среднем 1700 грн за тонну, но при этом были шахты с космической себестоимостью – более 6 тыс. грн. Если речь идет о таких шахтах, то правильнее будет их закрывать. Кстати, тариф "Роттердам+" теоретически должен был решить проблему убыточности государственных шахт, и почему этого не произошло на практике – непонятно".
Эта категория протестующих требовала возврата части льгот, которых их лишили за последнее время. Это и восстановление льгот в полном объеме, бесплатное лечение и путевки в санатории.
В 2015 году для второй и третьей категорий чернобыльцев была отменена норма о первоочередном ежегодном бесплатном обеспечении санаторно-курортными путевками и путевками на отдых. А в конце 2017 года правительство решило заменить выделение бесплатных путевок денежными компенсациями.
Сейчас появился законопроект 8285, который предлагает ряд льгот для пострадавших детей и их родителей в виде:
Так же среди призывов звучало требование проголосовать за законопроект 4442, который несколько месяцев назад внесли радикалы, предлагающий в разы увеличить размер минимальной пенсионной выплаты для инвалидов - участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭ и лиц, эвакуированных в 1986 году из зоны отчуждения, 1-3 групп инвалидности, до 1000, 800, 600% от уровня прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность. При этом сейчас этот норматив составляет 180, 160 и 145% от прожиточного минимума.
Так же этот законопроект предлагает установить дополнительные пенсии в размере 100, 75 и 50% прожиточного минимума, тогда как сейчас эти выплаты составляют 474,5, 379,6 и 284,7 гривен по 1-3 группам инвалидности.
Так же сейчас семьям, потерявшим кормильца вследствие аварии на ЧАЭС платят по 113,88 грн, а законопроект предлагает повысить выплаты до 50% прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность.
Казалось бы, почему бы не пойти на это? Однако в Минсоцполитики посчитали, что такое повышение социальных выплат составит 11,6 млрд грн в год. Но авторы законопроекта не предлагают вариантов, где взять эти средства. Источники этих выплат в законопроекте не обозначены.
Требования этой категории протестующих отчасти пересекаются с требованиями воинов-афганцев. И те, и другие выступают против монетизации льгот на проезд. Но основное их требование – повышение пенсий. Все началось с того, что военные пенсионеры не попали под действие прошлогодней пенсионной реформы. Им пенсии повышали отдельно и затянули этот процесс на несколько месяцев. Более того, с тем, как провели это повышение, военные пенсионеры не согласны.
Дело в том, что правительство перерасчете им пенсий учитывало три составляющих: оклада по должности, военного или специального звания, надбавки за выслугу лет. А бывшие военные требовали учитывать все их выплаты. Дело в том, что в армии долгое время оклады не повышали, а зарплату увеличивали за счет различных доплат и премий, которые в пенсионных индексациях не учитываются. В итоге, требования военных пенсионеров, вроде как учли, но растянули это повышение на два года. А пенсионеры ждать так долго не хотят и требуют перерасчета уже сейчас.
Так же среди требований звучало увеличение компенсаций для ветеранов-инвалидов до уровня 6-8 прожиточных минимумов.
- Что касается льготников, то здесь все не так однозначно, - говорит аналитик Алексей Кущ. - Во-первых, обычные бытовые наблюдения показывают, что, например, на 10 чернобыльцев приходится лишь один настоящий. Во-вторых, чернобыльцами постоянно манипулируют, и в преддверии выборов эти манипуляции будут все чаще.
По его словам, им с новой силой обещают деньги, которых в бюджете нет, и при этом намекают: в случае поддержки определенной политической силы, у них эти деньги, возможно, будут. Но гарантий по-прежнему никаких.
- Несомненно, подвиг ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и трагедия людей, которые пострадали, проживая на загрязненных территориях, заслуживают большего, - говорит Кущ. - Но социальные функции государства не могут быть использованы для бесплатной партийной агитации. Кроме того, обещая льготы чернобыльцам, следует учитывать и средние пенсии по стране – около 2 тыс. грн в месяц.
Эксперт напоминает, что в 1987-1990 количество пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС составляло 260-350 тыс. человек, но после изменения методики подсчета в 1994-м количество пострадавших выросло до 2,74 млн.
- Ключевой фактор, который делает невозможным эффективную социальную политику в Украине - это отсутствие точной информации и подтвержденных данных о количестве действительно нуждающихся в помощи, - считает Кущ. - Для этого необходимо применить два ключевых принципа работы: верификацию и селективность. В первом случае, крайне важно составить четкие реестры настоящих чернобыльцев, а не тех, которые заехали туда на пять минут или родились многие годы спустя. Как показывает практика других стран, верификация выявляет до 20-30% фиктивных субсидиантов.