Эксперты рассказали: суммы компенсации за проезд будут разными в зависимости от места проживания.
Бесплатный проезд в украинском транспорте канет в Лету. Правда, когда - пока неизвестно. Принятое 14 марта на заседании правительства постановление будет еще дорабатываться Министерством социальной политики. Но уже сейчас ясно одно - бесплатный проезд в общественном транспорте отменяется, а тем, кому он был положен, выдадут живые деньги. При этом сумма не является единой и фиксированной для всей страны: размер компенсации будет ежегодно определяться областными и столичной администрациями на соответствующий год. Кабмин лишь утвердил основной принцип расчетов на месяц: средняя стоимость проезда умножается не менее чем на 30 поездок.
Механизм начисления компенсаций до конца не ясен, и "КП" в Украине" спросила у экспертов, как все может происходить.
- Эта реформа опоздала лет на 15, - считает аналитик Алексей Кущ. - Скорее всего, будет произведен расчет по различным группам льготников в городах и селах, рассчитана средняя стоимость поездки, а сумма компенсации будет перечисляться на пенсионную карточку. Это позволит сократить неэффективный отток бюджетных ресурсов.
По мнению аналитика Андрея Вигиринского, наличие карты желательно, но не обязательно.
- Наверняка большинство льготников уже сегодня получают какие-то деньги от государства - пенсию, соцпомощь, - поясняет юрист. - Одни получают деньги на карту, другие - через почту. Таким же образом, скорее всего, будет перечисляться и сумма льгот по перевозке.
Кстати, говорят эксперты, свои 100-150 грн. к зарплате получат и народные избранники. Закон один для всех, и коль нашим нардепам положены льготы на бесплатный проезд, положены и компенсации. Эксперты практически не сомневаются: нардепы лишней сотней не побрезгуют.
В Кабмине уверены, что монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к указанным льготам, а льготники получат возможность потратить деньги по своему усмотрению. Но далеко не все льготники оказались в восторге от открывающихся перспектив.
- Я общественным транспортом практически не пользуюсь, - говорит пенсионер Семен Дмитриевич. - Так что для меня это выльется просто в прибавку к пенсии в 120-150 грн. Деньги, конечно, небольшие, но лишними не будут.
А вот пенсионерка Алла Николаевна говорит, что 30 поездок в месяц для нее - это очень мало.
- Возле моего дома в пешей доступности нет ни одного супермаркета, так что в магазин приходится добираться общественным транспортом, - говорит Алла Николаевна. - Плюс несколько раз в неделю езжу к сыну, так что в 30 поездок я, возможно, и смогу вложиться, но с трудом. И то только благодаря тому, что живу возле метро. А вот моя подруга живет далеко от метро, и поэтому каждый выход в город для нее - это 4 поездки: автобус + метро туда и обратно. Так что ей 30 поездок точно не хватит!
Тем временем водители и кондуктора общественного транспорта отвечают - за проезд должны платить все.
- Давно пора ввести плату для пенсионеров, - считает водитель столичного трамвая Валерий. - В Европе, например, все оплачивают общественный транспорт. Я понимаю, за границей пенсии в разы выше. Но для того, чтобы съездить раз в неделю на рынок, к врачу или в аптеку - тридцати поездок достаточно.
В Подольском трамвайном депо Киева считают, что такие правила проезда для льготников, негативно отразятся непосредственно на их работе.
- Теперь ряды "зайцев" в транспорте пополнят и пенсионеры. Ну а что может сделать контролер с бабушкой, у которой нет билета - вышвырнуть?! Нет. Будут склоки и ссоры, нервы трепать и возмущаться, но по факту ничего с этими людьми мы сделать не сможем. Будет сложно в таких ситуациях именно нам - тем, кто работает на маршрутах и должен как-то за этим следить и пресекать безбилетников, - поделились переживаниями в трамвайном депо.
30 поездок по 4 гривны выходит 120 гривен. Этих денег не хватит на ежемесячный проездной. Даже на один вид транспорта - его цена 170 грн. Хватит разве что на полмесяца - 85 грн.
В киевском Союзе многодетных семей "Берегиня" на ситуацию с монетизацией льготного проезда смотрят с оптимизмом и верой в мэра.
- Мы ждем окончательного решения Киевской мэрии, надеемся, что Виталий Кличко не допустит того, чтобы у нас отобрали льготный проезд, - говорит многодетная мама Юлия. - Конечно, 30 поездок не хватит - каждая из наших мамочек добирается на работу минимум двумя видами транспорта.
Не на шутку обеспокоились в Украинском союзе ветеранов Афганистана.
- В следующий вторник мы собираем наш совет и будем принимать решение, как реагировать на такое постановление, - рассказали "КП" в Украине" ветераны Афганистана. - Что такое 120 грн. на проезд? Ну это же смешно. Мы решим, как будем действовать, но действовать будем однозначно. Возможно, бастовать, перекрывать дороги и митинговать. Это же несправедливо. Нельзя этого допустить.
Замглавы Киевского городского союза ветеранов АТО Антон Колумбет:
- Прогрессивные люди считают постановление правильным. Льготный проезд - это пережитки советских времен. Но другой вопрос в механизме - как все это будет реализовываться и какова будет сумма монетизации. Окончательное постановление Киевсовета покажет, есть ли повод для паники и беспокойства. Конечно, 30 поездок - это слишком мало для Киева, где люди пользуются не одним видом транспорта в день. Пока 60 поездок - это тот минимум, от которого нужно отталкиваться, рассматривая вопрос.