Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Мировой опыт: коррупции иногда и Антикоррупционный суд не страшен

Мировой опыт: коррупции иногда и Антикоррупционный суд не страшен
Фото: Мировой опыт: коррупции иногда и Антикоррупционный суд не страшен. Фото: trust.ua

На пленарном заседании Верховной Рады 7 июня парламентарии конституционным большинством проголосовали во втором чтении за законопроект о создании Антикоррупционного суда. "За" - 315 депутатов. 

Будущий суд будет судить "крупную рыбу". В его компетенцию входит рассмотрение дел, в которых предмет преступления или причиненного ущерба по меньшей мере в 500 раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц -  с 1 января это 881 тысяча гривен.

В Украине создание Антикоррупционного суда подают как настоящую панацею. Так ли это? Опыт других стран демонстрирует, что наличие или отсутствие такого спецсуда, вовсе не означает, что коррупционеры будут дрожать от страха, а слово "взятка" исчезнет из народного обихода. По крайней мере об этом можно утверждать, если изучить результаты стран рейтинга "Индекс восприятия коррупции" за 2017 год, составленный Transparency International, в которых есть антикоррупционные суды (см. Кстати).

Три проблемы антикоррупционных судов

Эксперты, которые исследовали эффективность антикоррупционных судов в мире, вычленили минимум три причины, по которым суды не показали того результата, на который рассчитывали при их создании.

Первая. Спешка в принятии решений. К примеру, в Палестине антикоррупционный суд обязан рассматривать дело не дольше 10 дней. Еще 10 дней дается на оформления решения. В результате такой "гонки" допускается много процессуальных огрехов, которые потом оспариваются, и коррупционеры в итоге остаются безнаказанными.

Вторая. Суды берутся за мелкие дела. Во многих странах антикоррупционные суды в основном рассматривали дела, коррупционный вес которых не превышал 3-5 тысяч долларов. Спецсуд Непала очень много времени потратил на привлечение к ответственности людей, занимающихся подделкой университетских дипломов.

Третья. Коррумпированность обвинителя. Это самая распространённая ситуация. Имея влияния на прокуроров, следователей, коррумпированные политики и чиновники, добиваются, что в суд направляются уголовные дела с "сырой" доказательственной базой. Нет серьезных доказательств – нет обвинительного приговора. Коррупционер ликует.

Филиппины: коррупционера проще сбросить с вертолета, чем осудить

Самый первый в мире антикоррупционный суд был создан на Филлипинских островах почти 40 лет назад, но заработал только в 1999 году. Видимых результатов антикоррупционного правосудия не показал. На то не было политической воли высшего руководства. В стране до сих пор процветает коррупция.

Президент страны Родриго Дутерте не питает особых надежд на Антикоррупционный суд. Он решил бороться с коррупционерами не по закону, а по понятиям. Недавно он приказал раздавить бульдозером 20 автомобилей класса люкс, нелегально ввезенных в страну.

- У чиновников не может быть таких автомобилей. Сдайте это на металлолом, сделайте игрушки, - заявил Дутерте. – Это наглядный пример, как мы будем бороться с коррупцией.

Ранее президент Филиппин заявлял, что будет сбрасывать коррумпированных чиновников с вертолета.

- Если ты коррумпированный, я посажу тебя в вертолет на пути в Манилу и скину. Я и раньше так делал, чего же мне не повторить это снова? — заявил Дутерте.

Ботсвана: доносы на антикоррупционеров

Нельзя сказать, что побороть коррупцию в Ботсване удалось благодаря работе Антикоррупционного суда. Хотя он тоже сыграл свою роль. Антикоррупционный суд в стране был создан только в 2013-м.  Каждый судья рассматривает по 300-400 дел в год. Максимальная мера наказания за коррупцию до 10 лет тюрьмы.

Активно бороться с коррупцией в Ботсване начали с 1994 года. Все началось с создания департамента по проблемам коррупции и экономических преступлений, который занимается расследованиями и наказанием чиновников, замешанных в коррупции. В стране по сей день работает "горячая линия". Граждане могут позвонить и сообщить, что тот или иной чиновник (силовик, учитель, доктор…) требует взятку. Человека сразу же берут "на карандаш".

На ряду с действующими антикоррупционными ведомствами в стране были существенно повышены зарплаты чиновниками с одновременным сокращением их числа и упрощением структуры государственных учреждений. Это в свою очередь минимизировало коррупционные риски.

Кстати

Есть антикоррупционный суд, и есть коррупция

Рейтинг

Страна   * Место в рейтинге восприятия коррупции  Год создания АС

  • Ботсвана -35-2013
  • Словакия – 54 – 2009
  • Хорватия – 57 - 2008
  • Малайзия -62 - 2011
  • Сенегал – 66 – 2012
  • Болгария – 71- 2012
  • Индонезия – 96 – 2002
  • Таиланд 96 – 2016
  • Танзания – 103- 2016
  • Филиппины – 111 – 1979
  • Пакистан – 117 – 1999
  • Непал – 122 – 2002
  • Мексика- 135- 2017
  • Кения – 143 - 2003
  • Бангладеш – 143- 2004
  • Уганда – 151- 2008
  • Камерун- 153 – 2011
  • Бурунди – 157 – 2006
  • Афганистан – 177 – 2010
  • Украина заняла 130-е место из 180-ти. Антикоррупционный суд может заработать в марте-феврале 2019 года

*Рейтинг Transparency International "Индекс восприятия коррупции" (CPI) за 2017 год.

Тем временем

Опыт Румынии: победить коррупцию без антикоррупционного суда

Часто Украине ставят в пример румынский опыт борьбы с коррупцией. В Румынии нет антикоррупционного суда. Но уровень коррупции снижается. Языком статистики: за последние десять лет более 90 румынских экс-министров, сенаторов, депутатов были привлечены к ответственности за коррупцию. В 2015-м суд Румынии отправил за решетку самого богатого человека страны — миллиардера Иоана Никулае. В 2016 г. бизнесмен Александр Амадеску, сын румынского олигарха Дана Амадеску, оказался за решёткой за то, что он давал взятки в румынских судах. Он хотел, чтобы они закрыли ряд дел, возбуждённых в отношении его фирм. В прошлом году на скамье подсудимых сидели: экс-министр туризма Елена Удря, дочь бывшего президента Румынии Траяна Бесеску Иоана.

Опять-таки движущей силой эффективной антикоррупционной борьбы стала политическая воля руководства страны.