Глава Верховной Рады Андрей Парубий стал очередным высокопоставленным чиновником, который дал показания в суде по делу о госизмене беглого президента Виктора Януковича. Во времена Революции Достоинства он был комендантом Самообороны Майдана, а после исчезновения Януковича – Секретарем СНБО Украины. Перекрестный допрос Парубия длился около двух часов.
"КП в Украине" собрала ключевые показания Андрея Парубия во время этого допроса. Часть его ответов касалась событий на Майдане, а часть – аннексии Крыма и оккупации Донбасса.
В начале допроса Парубий заявил, что у него никогда не было личных отношений с беглым президентом. Также спикер уверяет, что Янукович, по меньшей мере, с 2010 года был лишь инструментом в руках Кремля.
"По моему убеждению, с начала избрания президентом Янукович находился под влиянием политического руководства Российской Федерации. Это начало проявляться сразу с 2010 года. В том числе и инициированное им решение разворота курса в НАТО было явным влиянием политического руководства Российской Федерации. Когда инициированные им Харьковские соглашения были внесены в парламент и им инициировались, это фактически было началом подготовки агрессии против Украины".
Глава Верховной Рады также рассказал, что по его информации, Россия готовилась к оккупации Донбасса и Крыма еще с 2012 года.
"Во время пребывания в Луганске, где я вел переговоры, в том числе с боевиками, мне стало известно, что уже с 2012 года на территории Украины, особенно в юго-восточных областях формировалась сеть контролируемых российскими спецслужбами организаций, которые под видом реконструкторов Второй Мировой войны на самом деле готовили кадры и имели детальный план захвата местных администраций, местных органов власти и соответственно подготовки к введению российских войск. И эта сеть существовала, как минимум, во всех юго-восточных регионах Украины, кроме Крыма: в Донецке, Луганске, Харьковской, Запорожской, Николаевской, Одесской и Херсонской областях. Более того, как мне стало известно позже, все группы даже не были между собой знакомы, они напрямую выходили на руководство российских спецслужб и координировались с ними, и собственно активизация этих групп происходила только по указанию России, российских спецслужб".
А предпосылками для ввода российских войск на территорию Украины стало письмо с соответствующей просьбой Виктора Януковича в адрес президента РФ Владимира Путина. Лично Парубий этого письма не видел, но много о нем слышал.
"Мне известно, что на одном из заседаний Совета безопасности ООН 3 марта, если не ошибаюсь, представителем России Чуркиным было зачитано письмо к президенту Путину с просьбой ввести российские войска на территорию Украины. И если до того времени российские подразделения пытались не обозначать себя как Вооруженные силы РФ, то, собственно, это письмо Януковича и придало легитимности действиям российских войск. После этого многие из них неприкрыто говорили, что они представители ВС РФ... Письмо ввело момент деморализации в украинские подразделения. Его последствия были катастрофическими для Украины".
Пришлось Андрею Парубию разъяснить стороне защиты Виктора Януковича, почему постМайданные власти отказались от защиты Крыма силовым методом, а на Донбассе начали применять оружие.
"Очень много послов иностранных государств обращались к нам с просьбой, чтобы не применялась сила, чтобы мы положились на международные организации, которые смогут урегулировать и оказать давление на Путина. Я считаю, что на то время это были наиболее адекватные действия".
После Революции Достоинства, как уверяет Андрей Парубий, он не контактировал с российскими чиновниками и политиками. Имел лишь один телефонный разговор с депутатом Госдумы Владимиром Жириновским.
"Один только разговор я имел, это с Владимиром Жириновским, который позвонил мне в кабинет по прямому телефону. Во время всего разговора от него звучали угрозы, в том числе и ввод войск на материковую часть Украины в случае, если Украина будет проводить активную политику по защите своего суверенитета и защите территориальной целостности. И это был такой набор угроз, который даже трудно для суда передать, ибо они были очень эмоциональны и хаотичны, но ключевым аспектом было персональное обвинение, что если Украина будет организовывать защиту своего государства, то персонально против меня будут возбуждены уголовные дела и будут совершены действия, которые будут угрожать моей жизни".
Много дискуссий в зале суда возникло относительно даты и места расстрелов активистов Майдана. Адвокаты Януковича озвучивали информацию о том, что первые расстрелы прозвучали в пять утра 20 февраля и были произведены из здания Консерватории.
"Около 8.00 я вернулся на Майдан и там услышал первые выстрелы. Было трудно идентифицировать, откуда стреляли. Было впечатление, что это направление гостиницы "Украина", но было трудно идентифицировать какое-то место. Так началось убийство ребят на Майдане утром 20 февраля…Я много слышал во время Майдана о присутствии российских снайперов. Как-то ночью ко мне пришел мужчина, который представился бойцом диверсионной группы. Он сказал, что перед ними стоит задача дестабилизировать ситуацию в Киеве и что среди них есть снайперы. Когда я говорил о "третьей силе", я имел в виду именно российскую силу. И мое мнение, что расстрелы на Майдане начали представители спецслужб РФ".
Спикер Андрей Парубий прокомментировал и фотографию, которая долгое время гуляла по сети, и на которой запечатлено, как люди выносят оружие из здания гостиницы "Днепр", в которой располагался штаб "Правого сектора". Он уверяет, что она была сделана не 20 февраля 2014 года, а через месяц после событий на Майдане. По словам Парубия, он проводил переговоры с руководством СБУ и МВД о включении участников "Правого сектора" в состав официальных силовых подразделений.
"Тогда мы договорились с Наливайченко, что СБУ предоставляет им базу для тренировки, чтобы они могли присоединиться к формированиям СБУ для защиты… В то утро 34 автобуса подъехали к отелю "Днепр", нам важно было демилитаризовать этот периметр. И все участники подразделений Правого сектора зашли в эти автобусы под наблюдением милиции, под наблюдением СБУ, и под моим наблюдением. И поехали на тренировочную базу СБУ. Это случилось через месяц после любых событий на Майдане".
Спикер Андрей Парубий рассказал и о полномочиях представителей "Самообороны Майдана" после бегства Виктора Януковича. Политик убеждает, что они не захватывали административные здания, а наоборот, охраняли их.
"Момент бегства Януковича, момент, когда правоохранительные органы покинули город Киев и когда фактически не только правительственный квартал, но и весь Киев оказался без правоохранительных органов и защиты, по моему приказу сотни самообороны Майдана стояли возле помещений ВРУ, АП, правительства, в том числе МВД. Эти действия осуществлялись в большой степени для того, чтобы посторонние лица не смогли проникнуть в органы государственной власти и чтобы не было нанесено вреда никаким документам в органах государственной власти".
Во время допроса Парубий рассказал на основании чего 22 февраля в 2014 году депутаты проголосовали о самоустранении президента.
"В тот день его (президента Виктора Януковича, авт.) не было на рабочем месте. Он исчез в неизвестном направлении. И учитывая тот факт, что в тот день начала вооруженная агрессия против Украины, а Янукович перестал исполнять обязанности президента, на заседании Верховной Рады мы избрали главой парламента и и.о. президента Александра Турчинова для защиты суверенитета страны".
Адвокаты Януковича задали Парубию уточняющий вопрос, почему на голосование Верховной Рады не был вынесен вопрос о самоустранении президента Петра Порошенко.
- Почему не было аналогичного голосования по президенту Петру Порошенко, который оставил страну 1 января 2018 года и уехал в неизвестном направлении. И пребывал он там до 8 января 2018 года? – поинтересовался адвокат Виталий Сердюк.
Парубий не ответил на этот вопрос, так сторона обвинения заявила, что этот вопрос не касается сути дела.
Ранее по делу о госизмене беглого президента Виктора Ющенко были допрошены экс-премьер-министр Арсений Яценюк, экс-глава МИД Андрей Дещица, бывшие охранники Виктора Януковича.