Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как Украине предлагали возвращать Донбасс: спорные статьи, которые не вошли в закон

Как Украине предлагали возвращать Донбасс: спорные статьи, которые не вошли в закон
Фото: Оксана Сыроид и Ирина Геращенко перед голосованием оставили о законе абсолютно противоположные отзывы. Фото: facebook.com/yan.dobronosov

Принятие так называемого закона о реинтеграции Донбасса растянулось на три дня. Хоть и многие политики публично и называют документ революционным, за глаза же говорят, что принятый закон носит преимущественно декларативный характер. По-настоящему значимым он бы был, если бы были внесены в него депутатские правки. 

"КП в Украине" изучила, какие сенсационные нормы хотели, но не смогли (и почему) включить в документ народные избранники.

Ввести военное положение на Донбассе

Несколько поправок депутатов касались того, что на ряду с признанием России страной-агрессором, необходимо объявить о начале военного положения на оккупированных агрессором украинских территориях.

- Не может так быть, что, признавая войну, мы отказываемся от объявления состояния войны. Нельзя так мыслить, что…она (война) уже началась, так давайте ее не объявлять. Это бегство от ответственности, - заявил народный депутат Егор Соболев.

Эта идея не нашла поддержки в профильном комитете Верховной Рады и сессионном зале. Аргументация проста – Россия ведет в отношении гибридную войну, поэтому и Украине необходимо "давать эффективные гибридные решения".

Признать "ЛНР" и "ДНР" террористическими организациями

В принятом законе органы управления "ЛДНР" названы оккупационными администрациями. Народный депутат Оксана Корчинская настаивала на том, чтобы в документе появилась формулировка, что "ЛНР" и "ДНР" - террористические организации.

- Организации "ДНР-ЛНР", которые осуществляют управления на оккупированных территориях Украины" приравниваются к террористическим организациям. Я не понимаю, почему комитет не поддержал эту правку, если мы с вами три года проводим антитеррористическую операцию, - озвучила суть своей правки Корчинская. Только 76 парламентариев ее поддержали своим голосованием.

- Всем, кто в русском танке, хочу повторить, что 27.01.2015 года Верховная Рада в полном составе проголосовала за постановление,  в котором "ДНР" и "ЛНР" объявляются террористическими организациями. Там написано, что "ДНР" и "ЛНР" являются частью оккупационных войск российской страны-агрессора, - парировал "фронтовик" Максим Бурбак.

Разорвать дипломатические отношения с Россией

Несколько поправок касалось разрыва дипломатических отношений с Россией. К примеру, народный депутат Тарас Батенко предлагал "обязать Кабинет министров в трехмесячный срок со дня вступления в силу данного закона инициировать разрыв дипломатических отношений со страной-агрессором". Мол, как можно поддерживать дипломатические отношения со страной, которая дипломатии предпочитает ввод танков на чужую территорию.

- Мы приняли решение не включать в текст законы, которые имеют долгосрочное действие, поэтому эта правка, касающаяся дипломатических отношений, была отклонена, - пояснил не включение поправки в тело закона секретарь оборонного комитета  Верховной Рады Иван Винник. Депутат в этом вопросе передал пас МИДу.

- Пускай определяется Министерство иностранных дел, учитывая, прежде всего наш национальный интерес, - добавил Винник.

Денонсацировать Договор о дружбе с РФ

Еще одна идея касалась разрыва Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией. Народный депутат Елена Сотник предлагала дополнить Переходные положения закона поручением Кабмину в месячный срок с момента вступления в силу данного закона разработать и внести в Верховную Раду законопроект о денонсации Договора о дружбе с РФ.

Парламентарий Иван Винник пояснил, что эта поправка была отклонена профильным комитетом, поскольку данным Договором признаются границы между Россией и Украиной, а денонсация такого документа, по сути, отменила бы признание границ между двумя странами.

Ввести уголовную ответственность за торговлю с ОРДЛО

Очень много правок касалось четкой фиксации в законе запрета на любую торговлю с ОРДЛО. Свободовец Андрей Ильенко пошел дальше. Он предлагал ввести уголовную ответственность для лиц, которые ведут торговлю с оккупированными территориями.

- Мы предлагаем криминализировать нарушение порядка перемещения товаров через линию разграничения. На уровне Уголовного кодекса установить, что подобная деятельность, подпитывает оккупационные режимы на временно оккупированных территориях, - что она является преступной и должна наказываться в установленном законе порядке, - заявил Ильенко.

В профильном комитете категорически отрицают тот факт, что закон разрешает торговлю с ОРДЛО. Секретарь комитета Иван Винник жонглирует понятиями. Он говорит, в документе нет ни слова о "торговли", там идет речь о том, что "порядок перемещения товаров на временно оккупированные территории Луганской и Донецкой областей определяется Кабмином". Саму же идею об уголовной ответственности Винник поддерживает, но при этом отмечает, что она гипотетически может быть введена другими законами. Винник отмечает, что в комитете зарегистрирован, к примеру, законопроект о колаборантах. 

Справка КП

Соль закона о реинтеграции Донбасса

  1. Донецкая  и Луганская области объявлены временно оккупированными территориями. Границы таких территорий определяет президент по представлению Минобороны и инфрмации Генштаба.
  2. Россия провозглашается страной-агрессором. На нее возлагается политическая, экономическая и моральная ответственность за происходящее на оккупированных территориях, соблюдение свобод и прав граждан, проживающих на них.
  3. Вводится уголовная ответственность лицам, причастным к оккупации украинских территорий.
  4. Порядок перемещения лиц и товаров на оккупированные территории определяет Кабмин.
  5. Создается Объединенный оперативный штаб для обеспечения национальной безопасности и освобождения оккупированных территорий. Под единым началом  Командующего штаба будут бойцы ВСУ, МВД, Нацгвардии, Нацполиции.
  6. Президент единолично сможет принимать решение об использовании ВСУ.
  7. Силовики на временно оккупированных территориях будут иметь неограниченные полномочия:
  • применять оружие,
  • останавливать граждан, проверять документы, задерживать,
  • временно запрещать передвижение в определенной местности,
  • изымать транспортные средства на нужды нацбезопасности,
  • проникать в любые жилые помещения и учреждения не зависимо от формы собственности.

8. СБУ предоставляется право прослушивать телефонные разговоры граждан, проверять их электронную переписку и профили в социальных сетях. Это право распространяется на всю территорию Украины.

Вопрос ребром

Что изменит принятый закон?

Парламентарии, не лукавя говорят, что принятый закон не означает автоматическое возвращение Донбасса Украине. Но в нем прописаны такие нормы, которые позволят приблизить этот процесс и теоретически способствуют усмирению военной агрессии России. Пройдемся по ключевым положениям.

  1. Понятие "российская оккупационная власть" и "российские оккупационные войска", что позволит Украине в будущих судах против РФ и, в частности, в Гаагском трибунале, судить военных РФ. Кроме того, Украина, как страна, и украинцы смогут обращаться в суды с исками о компенсации понесенных вооруженной агрессией России убытков.
  2. Признание России страной-агрессором может облегчить решение вопроса о введении миротворческой миссии ООН на Донбасс. Также закрепление этого определения цементирует сохранность санкций против России.
  3. Формулировки в законе выписаны так, то с одной стороны Украины закрепляет преданность выполнению Минских соглашений, но с другой стороны – оставляет за собой право на вооруженный отпор.
  4. Узаконивается применение армии на востоке Украины. Создание Объединенного оперативного штаба улучшает менеджмент, координация военной операции, что де-факто способствует улучшению предоставления отпора оккупантам, ускорению отвоевания утраченных территорий.
  5. Закон фиксирует право Украины на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН. А это в свою очередь означает, что Украина при защите своего суверенитета может  использовать не только оружие украинского производства, но и закупать у наших партнеров за рубежом.
  6. Прекращается чехарда с документами. Все документы, выданные на территории ОРДЛО, кроме свидетельства о рождении и смерти, признаются недействительными.