Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Деоккупация Донбасса: что спрятано в законе

Деоккупация Донбасса: что спрятано в законе
Фото: На пропускных пунктах постоянно очереди. Но поможет ли закон простым гражданам - сложно сказать. Фото: fdu.org.ua

В сессионном зале разгорелись еще те баталии. Но невооруженным глазом было видно, что под видом кипучей деятельности скрывается желание народных депутатов затянуть принятие документа либо вообще его провалить. Чего только стоит тот факт, что в документ из 15 страниц народные избранники подали 673 поправки (практически половина из них дублируются). Депутаты-оптимисты уверяли, что закон будет принят в четверг, 18 января, депутаты-пессимисты - не исключали, что результативного голосования не видать и документ придется отправлять на повторное второе чтение.

Объективно говоря, за закон о реинтеграции Донбасса в том виде, в котором он был, в парламенте были готовы голосовать только представители "Народного фронта". Пропрезидентской фракции изначально дали отмашку на "свободное" голосование. Остальные фракции состязались в критике документа.

"КП" в Украине" изу­чила главные ноу-хау законопроекта о реинтеграции Донбасса и выяснила, что в документе не устраивает народных депутатов. 

ТОП-10 идей закона о реинтеграции Донбасса 

  1. Россия признается страной-агрес­сором.
  2. Органы управления "ЛДНР" названы оккупационными администрациями.
  3. Обеспечение соблюдения прав и свобод граждан на оккупированных территориях Донбасса возлагается на страну-агрессора. Россия несет ответственность за моральный и материальный вред, причиненный Украине и ее гражданам.
  4. Все лица, содействующие оккупации украинских территорий, подлежат уголовной ответственности.
  5. Антитеррористическая ситуация на востоке Украины переименовывается в меры обеспечения национальной безопасности.
  6. На оккупированных территориях устанавливается гибридный вариант военного положения.
  7. Президенту Украины предоставляется право единолично провозглашать начало и окончание меры по обеспечению национальной безопасности, то есть вводить военное положение.
  8. Общее руководство боевыми действиями передается от СБУ к Минобороны.
  9. Создается оперативный штаб объединенных сил. Его командир будет иметь в зоне конфликта и прилегающих территориях неограниченную власть.
  10. Прерогатива определять порядок перемещения граждан и товаров через линию разграничения отдается Кабмину. 

Вопрос ребром 

Что не так в законе?

Фактически представители всех фракций (кроме "Народного фронта") Верховной Рады обрушились с острой критикой в адрес закона "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях". Итак, что же не понравилось в тексте документа народным избранникам.

1. Отсутствие Крыма. Даже в названии документа нет упоминания об аннексированном полуострове. В теле документа АРК Крым и Севастополь упоминаются лишь вскользь, со ссылкой на международные конвенции. Парламентарии опасаются, что если Крым вынести за скобки этого документа, то получится, что Украина окончательно распрощалась с полуостровом и утратила надежду вернуть его под свою юрисдикцию.

2. Не указана дата оккупации. В документе не указана дата, которую следует считать началом оккупации Луганской и Донецкой областей. Такой пробел может сыграть злую шутку с Украиной во время обращения в международные суды относительно российской агрессии и компенсации убытков, которые ею были нанесены. 

3. Много антиконституционных норм. Оппозиционеры уверяют, что данный документ во многом противоречит Конституции. В частности, вразрез с Основным законом расширяются полномочия президента. Если на сегодняшний день в соответствии с Конституцией президент может объявить о начале военного положения и использовании ВСУ только с разрешения Верховной Рады, то в законе о реинтеграции Донбасса указано, что такие действия исключительная прерогатива главы государства. 

4. Неограниченные полномочия силовиков. Используя достаточно размытые формулировки, законопроект предоставляет силовикам в зоне проведения мер по обеспечению национальной безопасности беспрецедентные полномочия. Без объяснения причин и каких-либо санкций суда они смогут задерживать граждан, проводить личный досмотр вещей, изымать транспортные средства, проникать в любое помещение на территории непосредственно вооруженного конфликта и прилегающих территорий. С целью предупреждения террористических угроз и отпора вооруженной агрессии РФ СБУ получит право на ВСЕЙ территории Украины прослушивать телефонные разговоры, проверять электронную почту, профили в соцсетях. 

5. Торговля с оккупированными территориями. Законопроект выписан так, что есть лазейки для возобновления торговли с оккупированными территориями. Многие парламентарии настаивали, чтобы в данном документе был четко указан запрет на любые торговые отношения с оккупированными территориями до возобновления на них украинского суверенитета.