Распятый мальчик – польская версия : что думают украинцы о памятнике жертвам Волынской резни

"Распятый мальчик – польская версия": что думают украинцы о памятнике жертвам Волынской резни

Комментарии: 2
Фото: wiadomosci.onet.pl

Скоро в городе Торунь на севере Польши появится памятник жертвам волынской трагедии. Бронзовый мемориал высотой 15 метров покроют светло-коричневым напылением из меди и поставят на полутораметровый гранитный постамент.

Верхняя часть памятника состоит из коронованного орла с вырезанными на крыльях названиями сел, где происходили убийства, а под ним – ребенок, наколотый на вилы.

Вилы, по мнению авторов идеи, символизируют трезубец, Герб Украины. По бокам – ограждение из палиц, на которые насажены детские головы, четвертая лежит возле забора на земле. В нижней части – мать с ребенком на руках, двое детей и отец в огне.

Убийства своих соотечественников скульптор сравнивает с мучениями Иисуса на кресте. Только его слова "Господи, почему ты оставил меня?" заменяют на "Наш Боже, почему ты оставил?". Они также вырезаны на крыле орла.

Автор - скульптор из США

Идея создать памятник жертвам Волынской трагедии принадлежит членам Ассоциации ветеранов польской армии в Америке – они взяли на себя расходы. В Соединенных штатах давно живет поляк по происхождению, скульптор Анджей Питинский.

Он - автор монумента, на который, пожалуй, не стоит смотреть беременным и детям. В США жители могут оценить реалистичность его скульптур – в прошлом году установлен памятник жертвам расстрела в Катыни. Воин с пробитой ружьем грудью, руки связаны за спиной.

- Памятник будет красноречивым символом памяти польского народа за преступление геноцида, совершенное против польского населения,- сообщает Ассоциация ветеранов польской армии в Америке. - Стоя в Польше, поляки никогда не забудут о своих соотечественниках, которые были убиты зверским образом в 1942-1945 годах только потому, что они были поляками и католиками. Это станет свидетельством памяти тех сотен тысяч невинных жертв, в основном матерей, стариков и детей, которые были убиты в наших Восточных пограничьях Организацией украинских националистов и ее вооруженной армией УПА - Украинской повстанческой армией.

Польская версия "Распятый мальчик"

Памятник неоднозначно восприняли в Польше, его расценивают как пропаганду жестокости. Несколько польских городов отказались устанавливать его: Жешув, Перемышль, Еленя Гура. 

- Памятник "истекает кровью", - отмечал ранее Onet спикер мэра городка Еленя Гура  Цезарий Виклил.  

- Человек, которые это спроектировал, кажется, имеет очень серьезные психические проблемы, и то, что он считает себя скульптором – наименьшая из них, - пишут в социальных сетях поляки. – Пусть "ветераны" ставят это "чудо" в Нью-Йорке.

- Мы не строим памятники в виде газовых камер или расстрела возле стены. Это отвратительно.

- Уверен, что погибли не только польские католики, но и украинцы, защищавшие польских соседей.

- Когда будет памятник собрания евреев в Едвабне? (деревня на территории современной Польши, где в хозпостройках были заживо сожжены евреи – Авт.)

- Польская версия "Распятый мальчик", - отмечают украинские пользователи. – Интересно, а что поляки могут сказать о Висле?

Повлияет ли на отношения с Украиной?

Есть и те, кто считает памятник правильным и одобряет его создание – нужно же сохранить память о погибших предках. Польские эксперты считают, что этот монумент может повлиять на отношения с Украиной. Слишком жестокий и ненавистнический.  Впрочем, отношения с Украиной волнуют далеко не всех поляков.

"По чему скорбят – по убитым людям или потерянным землям?"

Владимир Вятрович, глава Украинского института национальной памяти, не остался в стороне от вопроса.

- Задание памятников – напоминать о героическом или трагическом прошлом, пробуждать у современников чувства гордости или грусти, - отмечает Владимир Вятрович. – Памятник, который хотят соорудить в Торуне, напоминает прошлое с другой целью – будить ненависть сегодня. Уже традицией стало то, что на "волынских" памятниках в Польше выбивают названия местностей, а не  фамилии погибших людей. По чему их авторы скорбят – по убитым людям или потерянными землями?

Справка "КП"

Волынская трагедия – этнические чистки украинского и польского населения на Волыни армиями УПА и Армией Крайовой во время Второй мировой войны, пик которых пришелся на 1943 год.

По мнению украинских историков, целью украинских националистов было желание не допустить претензии Польши на эти земли, а также "ответ на зверства поляков против мирных украинцев". Польские же утверждают, что этническая чистка была исключительно со стороны украинских повстанцев.

Стоит отметить, что тема куда более значительно исследована польскими специалистами, которые занимались ею еще с конца Второй мировой. В Украине же проблему Волынской трагедии стали изучать лишь после обретения Независимости, соответственно, часто опираясь на исследования польских коллег.

Польские города отказались ставить мемориал у себя. Фото: wiadomosci.onet.pl

... и отрезанные головы на палицах. Фото: wiadomosci.onet.pl

Монумент, изображающий ребенка, наколотого на вилы... Фото: wiadomosci.onet.pl

В Польше обломки разрушенного памятника УПА использовали для ремонта дороги

После уничтожения памятника в Грушовичах уничтожили даже осколки от него - чтобы "бандеровцы" их не забрали для почитания.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях