В число пленных попали не только военнослужащие, но и несколько десятков гражданских, которые были во время задержания безоружными, не находились на линии разграничения и не являлись участниками АТО.
- Им инкриминируют надуманные обвинения в шпионаже и других преступлениях, которых они не совершали, - об этом в эфире канала "112 Украина" рассказал советник председателя СБУ Юрий Тандит. А заодно и напомнил о том, что на Донбассе не действуют украинские законы, а людей могут задерживать без суда и следствия.
Так, когда же наши сограждане смогут вернуться домой? Судя по всему – очень нескоро.
Представитель ОБСЕ Мартин Сайдик сообщил, что Трехсторонняя контактная группа по урегулированию конфликта на Донбассе 23 августа в Минске не достигла особого продвижении в вопросе обмена пленными. Следующее заседание планируется на 6 сентября.
По словам Уполномоченного по мирному урегулированию конфликта в Донецкой и Луганской областях Ирины Геращенко, украинская сторона требует не только освобождения всех украинцев, которых незаконно удерживают в зоне проведения АТО, но и освобождения всех политзаключенных Кремля, в том числе и крымских татар. Об этом политик написала на своей странице в facebook.
Как рассказал источник в СБУ, сегодня наши бойцы пленных берут, но гораздо менее активно, чем это было в начале АТО. По неофициальным данным за решеткой находится около 600 бойцов противника.
- Сейчас нет таких активных боевых действий, какие были в тех же 2014-2015 годах, и, соответственно, "обменный фонд" не расширяется особо, - рассказал наш собеседник.
Что касается того, сколько пленных могут удерживать со стороны ОРДЛО, то источник не ответил однозначно – людей могут держать в плену до момента окончания противостояния.
- Зачем удерживать пленных? Ответ на этот вопрос очевиден: люди, извините за грубость формулировки, разменная монета, с помощью которой можно торговаться с украинской стороной. А в случае резких движений со стороны украинских силовиков или тех же политиков – их просто могут убить. Или же поторговаться и обменять на своих на более выгодных условиях.
Как с "КП в Украине" поделился боец добровольческого батальона Андрей Максименко, в плен попасть очень страшно, так как не известно, когда оттуда получится вырваться.
- Сейчас не так страшно, как было, например, в 2014 году. Тогда могли просто забить насмерть, а могли и пытать. Знаете, скольким пацанам психику поломали и жизнь покалечили? Сейчас тоже могут забить, но с меньшей вероятностью. И наши бойцы стали себя вести лояльнее по отношению к пленным. Хотя любви и милосердия, конечно, все равно нет, - говорит боец.
Кстати, на помощь государства на передовой никто особо не надеется. Ребята уверенны, что шансы вырваться становятся немного выше только в том случае, если начнут искать родственники.
Политолог Вадим Карасев уверен: пленные стали дважды заложниками.
- С одной стороны они просто находятся в плену, и могут быть убитыми или стать жертвами пыток боевиков. А с другой стороны они - пешки в большой политической игре так как на них делают PR депутаты. И скорее всего, людей освободят не тогда, когда это станет возможно, а тогда, когда это будет выгодно политическим силам, и когда будет подходящий момент, чтобы привлечь внимание к гуманитарным стремлениям той или иной партии.