Содержание:
|
Так уж вышло, что в истории русской литературы имя А. К. Толстого оказалось как бы на третьем плане. Слова "писатель Толстой" ассоциируются прежде всего с автором "Войны и мира", "писатель Алексей Толстой" - с автором "Хождения по мукам". Между тем произведения графа Алексея Константиновича Толстого поныне интересны и близки читателям. Он оставил заметный след буквально во всех жанрах. Его мелодичные стихотворения положены на ноты лучшими композиторами - достаточно вспомнить "Средь шумного бала", "Колокольчики мои", "Серенаду Дон-Жуана". Его роман "Князь Серебряный" стал бестселлером исторической прозы. Его пьесы, в особенности драматическая трилогия "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис", поныне с успехом идут на сценах лучших театров. А опусы бессмертного Козьмы Пруткова, одним из "литературных отцов" которого был Алексей Константинович, признаны классикой сатиры и пародии.
Граф Алексей Толстой родился в Петербурге 24 августа (5 сентября) 1817 года. Но с раннего детства его жизнь была тесно связана с украинской землей. В тогдашней Черниговской губернии его родственники по материнской линии - внебрачное потомство гетманской фамилии Разумовских - владели богатыми поместьями. Юный Алексей получил воспитание в имениях Погорельцы (теперь село в Черниговской области, Украина) и Красный Рог (ныне на территории Брянской области Российской Федерации).
Живописный и обильный край предстает в строках его стихотворений, написанных с искренней любовью:
Туда, туда всем сердцем я
стремлюсь,
Туда, где сердцу было так легко,
Где из цветов венок плетет
Маруся,
О старине поет слепой Грицко,
И парубки, кружась
на пожне гладкой,
Взрывают пыль веселою
присядкой!..
В Красном Роге прошли и последние годы жизни графа Алексея Толстого. Здесь он скончался в 1875 году, здесь же его похоронили. Теперь старинную усадьбу занимает литературно-мемориальный музей.
Регулярно бывая в Украине, Алексей Константинович посещал Киев. Особенно памятным стал его приезд сюда в 1856 году. Незадолго до этого граф оправился от тяжелого заболевания тифом, которым заразился, приняв участие в Крымской войне. По дороге на отдых в Красный Рог Алексей Константинович решил сделать остановку в Киеве. Его сопровождала любимая женщина и будущая жена - Софья Андреевна Миллер.
Тогдашний Киев славился летописными преданиями, величественными святынями, обилием зелени, эффектными днепровскими просторами. Вскоре к Толстому присоединился его друг и родственник, художник Лев Жемчужников. Он потом изложил в мемуарах киевские впечатления: "Были чудные теплые дни и лунные ночи; мы просиживали дни и ночи в городском саду, над берегом Днепра. В то время здесь не было еще ни дворца, ни театра, сад был запущен и этим нравился нам. Публики в нем, особенно ночью, не было". Романтическая обстановка надолго запомнилась графу, искренне полюбившему древний Киев. Он познакомился с местными культурными кругами - встречался, в частности, с польским писателем Михаилом Грабовским, проживавшим на Андреевском спуске, над старинным Подолом.
Из воспоминаний Жемчужникова мы узнаем о мистическом приключении, в котором художник участвовал вместе с графом Алексеем Толстым и его знакомым, бароном Розеном. "Я знал в Киеве, не в людном месте, большой каменный дом, о котором говорили, что в нем живет нечистая сила, что туда боятся ходить, что домовые бросают в любопытных камнями и т. п.". По-видимому, речь идет о здании, сохранившемся (в перестроенном виде) по сей день на улице Лютеранской, 16. Оно было возведено в
1830-е годы богачом Акимом Сулимой, но после безвременной смерти хозяина некоторое время оставалось пустым и заброшенным, так что киевляне действительно поговаривали, будто бы в доме завелась чертовщина. И вот три приятеля "затеяли туда пойти в самую полночь, а так как ночь была лунная, то нам удобно было туда пробраться... Мы разошлись по разным частям дома и, притаившись, ждали появления домового или мошенников. На всякий случай у нас были пистолеты, и на выстрел мы должны были сходиться. Долго мы ждали; ветер гудел в перебитые окна и трубы печные, но гостей не было. Мы прождали до рассвета и тем же путем спустились во двор, очень опечаленные неудачей".
Интерес Толстого к подобным сюжетам не случаен: очень похожую ситуацию в пустующей итальянской вилле он сам описал в своей ранней повести "Упырь". Но на сей раз писатель разминулся с нечистью.
|
В конце 1860-х - начале 1870-х годов граф Алексей Толстой создал цикл баллад на темы истории Древней Руси. Он творчески переработал сюжеты летописных преданий, былин, скандинавских саг и других источников. При этом в основе его замысла лежало сравнение различных эпох в отечественной истории. Изображая мудрых киевских князей, благородных витязей, веселых молодцев и любимых ими красных девиц, Алексей Константинович противопоставлял все это мрачному периоду самодержавия, когда народ безмолвствовал под кнутом жестокого владыки. Отправляя свои баллады издателю Михаилу Стасюлевичу, Толстой так и объяснял ему: "Я писал их не механически, а всем сердцем, сочувствуя всем сердцем нашему европейскому, норманнскому периоду и ненавидя всем сердцем наш монгольский, московский период".
Поэтические строфы ярко изображают Киев времен князя Владимира Великого, шумные пиры и богатырские забавы, цветущую первозданную природу. Особенно выразительной оказалась "Песня о походе Владимира на Корсунь". В этой балладе князь Владимир решает крестить себя и народ Руси по греческому обряду, но не собирается поступаться перед Византией своим суверенитетом. Поэтому сперва с грозной дружиной он завладевает цареградской колонией в Херсонесе, потом требует отдать ему в жены византийскую царевну, а там уж принимает новую веру и со славой отправляется домой:
Вы, отроки-други, спускайте
ладьи,
Трубите дружине к отбою!
Кленовые весла берите свои -
Уж в Киеве, чаю, поют соловьи
И в рощах запахло весною!
Сочиняя свои произведения, граф Алексей Толстой не упустил возможности освежить впечатления от Киева. В 1869 году он как минимум дважды побывал проездом в древнем стольном граде, и новые наблюдения, очевидно, сделали строки его баллад еще более достоверными и убедительными.
Еще с ранних лет граф Алексей Толстой был допущен к императорскому двору и участвовал в детских играх наследника престола - будущего царя Александра II. Взойдя на трон, Александр сохранил симпатию и уважение к другу детства, убедившись в его безукоризненной честности, благородстве и творческих талантах. Алексей Константинович никогда не использовал благожелательное отношение императора в карьерных или меркантильных целях - напротив, официальное положение его тяготило, он добился освобождения от придворной службы. Но Толстой не упускал возможности заступиться перед царем за тех, кто подвергался гонениям - Тургенева, Чернышевского и других. Его отзывчивость проявилась и в судьбе великого Кобзаря. Настойчивые просьбы графа во многом способствовали решению Александра II освободить Тараса Шевченко из ссылки. Сам Алексей Толстой потом нигде не упоминал о своих ходатайствах, и мы знаем об этом лишь благодаря свидетельствам современников.