Главой "Укрзалізниці" поляк Войцех Балчун пробыл чуть больше года. 20 апреля 2016 года Кабмин назначил его на должность, а 1 июня одобрил с ним контракт. Несмотря на то что СМИ чаще всего называли его "польским рокером", Балчун получил эту должность не на ровном месте. До "Укрзалізниці" он имел более 15 лет профессионального опыта, в том числе 7 лет опыта работы в сфере железнодорожных перевозок в Польше в должности председателя наблюдательного совета польской железной дороги РКР SA и генерального директора PKP Cargo SA.
"КП" в Украине" проанализировала, чем украинцам запомнился глава украинской железной дороги за год пребывания на посту.
Основной задачей нового главы "Укрзалізниці" было искоренение коррупции. Сам Балчун признавался: он и не рассчитывал на 100% искоренить коррупцию сразу. Но, правда, обещал ее уничтожить на 90%.
По его словам, главными проблемами компании являются коррупционные схемы при закупках. "У нас есть проблема с закупкой запчастей для локомотивов. Мы не можем даже нормально закупить листовое железо. Будем модернизировать и пассажирский, и подвижной состав".
Кроме того, в прошлом году "Укрзалізниця" анонсировала скорый переход на систему электронных закупок ProZorro. Но, по словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, железная дорога на нее полностью так и не перешла.
В декабре 2016-го на информационную систему "Укрзалізниці" произошла хакерская атака. Правда, эксперты подметили: это произошло аккурат после того, как "Укрзалізниця" приняла решение относительно распределения грузовых вагонов.
"Вопрос того, кто получит вагон, является чрезвычайно коррупционноемким для "Укрзалізниці". Дело в том, что вагон "УЗ" намного дешевле, чем вагон частного оператора. Таким образом, все грузоперевозчики пытаются найти возможность получить вагон именно "Укрзалізниці", но как это получается и у кого - это уже проблема большого разговора, в том числе и с правоохранительными органами", - пояснял ситуацию в декабре 2016-го директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
В начале марта следователи столичной прокуратуры и СБУ одновременно провели 15 обысков в офисах "Укрзалізниці" - искали "махинации со страховыми выплатами и закупкой топлива".
Национальное антикоррупционное бюро Украины расследует 14 уголовных производств, которые касаются коррупции в "Укрзалізниці". Сумма убытков от этих правонарушений оценивается в 635 млн гривен. Эти обыски совпали с обострением публичного конфликта между главой госкомпании и министром инфраструктуры.
В течение нескольких месяцев министр инфраструктуры Владимир Омелян обвинял Войцеха Балчуна в коррупции на "Укрзалізниці", провале реформы корпоративного управления, завышенных показателях годовой прибыли компании и "избыточном пиаре". Глава "Укрзалізниці" тоже молчать не стал и обвинил оппонента в саботаже и блокировании реформы железной дороги.
По его словам, на Западе видят преобразования, произошедшие с "Укрзалізницею". Сам Балчун называет самыми важными своими достижениями программу инвестиций на пять лет и положительный финансовый отчет Ernst & Young, из которого исчез пункт о риске для продолжения деятельности госпредприятия.
Сторонники нового главы "УЗ" напоминают, что благодаря Балчуну "Укрзалізниця" открыла новые направления перевозок. Так, благодаря сообщению Киев - Измаил 650 тыс. жителей южного региона смогли ездить в столицу, а благодаря направлению Киев - Хуст - Солотвино 600 тыс. пассажиров получили доступ к прямому железнодорожному сообщению. Появились новые поезда Интерсити - на Николаев, Херсон, Кропивницкий, Кривой Рог. Улучшили сообщение с Мариуполем. Открыли международные рейсы на польские города Перемышль и Холм.
Однако у Омеляна продолжали настаивать: то, что происходит на украинской железной дороге, - это полный бардак!
|
Концертная деятельность в Польше принесла доход в три раза меньший.
Гендиректор "Укрзалізниці" Войцех Балчун, подавший 9 августа в отставку, доволен итогами своей работы. Судя по его е-декларации, поляк должен быть доволен и доходами, которые получил от украинской госкомпании.
За год деятельности на посту главы "Укрзалізниці" Войцех Балчун получил около 4 миллионов гривен. Из них: зарплата - 3 791 449 гривен, премии - 94 591 гривен и "командировочные" - 18 522 гривен.
Концертная деятельность в Польше принесла Балчуну 1 323 287 гривен. По информации СМИ, гендиректор "Укрзалізниці" с периодичностью раз (два) в месяц давал рок-концерты на Родине.
О том, почему глава правления "Укрзалізниці" Войцех Балчун не смог сделать украинскую железную дорогу европейской, "КП" в Украине" поговорила с экспертом в сфере транспорта, экс-заместителем министра инфраструктуры Александром Кавой.
- Среднестатистическому украинцу кажется, что с приходом Балчуна на должность если что-то и изменилось, то только в худшую сторону. Правда, возможно, что он просто ничего не делал - и все тихо по инерции приходило в упадок само собой…
- Дело в том, что упадок украинской железной дороги - это вопрос не только и не столько руководства "Укрзалізниці", сколько украинского правительства. Тарифы на железнодорожные перевозки, которые устанавливает именно правительство, покрывают всего треть расходов. Понятно, что в такой ситуации железной дороге нужно думать не о развитии, а о выживании.
- А как этот вопрос решается в других странах? Например, в Европе?
- В Европе железная дорога - это дотационная сфера. Правительства Германии, Франции, Италии выделяют из бюджетов своим железным дорогам по 10 млрд евро в год, которые идут на покупку новых вагонов, содержание и развитие инфраструктуры. А всего Европа выделяет на дотацию железных дорог 75 млрд евро ежегодно. Украина не дает своей железной дороге ни копейки.
- В мае СМИ писали о том, что оклад главы правления "Укрзалізниці" Войцеха Балчуна составляет 461 тыс. грн. в месяц. Это вызвало бурное обсуждение в соцсетях - мол, на зарплату деньги есть, а на новые вагоны - нет…
- Но вы же понимаете, что это несопоставимые суммы - 461 тыс. грн. и миллиарды евро. На мой взгляд, такими сообщениями проблема искусственно "замыливается" и переводится в другое русло. Чтобы не говорить, например, о том, что украинская железная дорога фактически "кормит" наших олигархов, перевозя уголь, руду и т. д. по бросовым ценам. А если бы они платили адекватную цену за перевозки, то за три года можно было бы обновить полностью парк пассажирских вагонов.