Не успел затихнуть паспортный скандал, который после ноты протеста МИД Украины пока удалось замять, польские власти уже готовятся к очередному антиукраинскому шагу.
В Люблине планируют создать музей восточных земель бывшей Речи Посполитой. Минкульт Польши уже предпринял определенные шаги для его создания, в частности, провел консультации с властями воеводства по поводу принципов работы будущего учреждения.
Проект уже поддержал лидер правящей партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский и представители других политических сил. А польское правительство не сомневается в том, что его строительство поддержит парламентское большинство.
В чем же антиукраинский характер этого проекта? В том, что так называемые "восточные земли Речи Посполитой" - это не что иное, как земли нынешней Западной Украины, Правобережье и часть Левобережья. А сам факт создания и активного продвижения этого проекта свидетельствует о том, что часть поляков до сих пор ментально считает эти земли своими. Что само по себе бессмысленно, так как не может страна-член Евросоюза рассчитывать на перекройку государственных границ. Так почему же правящая в Польше партия и часть поляков до сих пор грезят "восточными кресами"? Ведь не делает, например, та же Великобритания музеи своих бывших колоний.
Свой ответ на этот вопрос в материале "По российскому шаблону. На чьих костях строится "Польский мир" дал главный редактор мультимедийного портала украинцев Польши PROstir.pl Игорь Исаев, выдержки из которого публикует "КП в Украине".
- В Варшаве часто шутят, мол, польской политикой сегодня правят гробы Пилсудского и Дмовского.
Юзеф Пилсудский, фактический руководитель Польши с середины 1920-х до середины 1930-х, считал главным врагом Россию, как белую, так и красную. Его концепция предполагала создание союза независимых государств, отделяющего Польшу от России. Речь шла о Литве, Беларуси и Украине, которые были бы связаны с Варшавой военным блоком против формирующейся советской России. Польша должна была играть ведущую роль в этом союзе.
Видение Романа Дмовского, лидера польской национал-демократии, было совершенно иным. В отличие от Пилсудского, он считал главным врагом Польши Германию. Дмовский выступал против создания союза независимых государств, в том числе с Украиной. По его мнению, польская интеллигенция "профукала" в ХІХ веке зарождение современных наций в Украине и Литве, которые "встанут на пути возрождения польского государства".
С точки зрения времени и польской евроинтеграции, казалось бы, победил Пилсудский: Германия нынче - главный торговый партнер и союзник Польши; Украину с Литвой любим и уважаем, хотя иногда и ссоримся.
Но Пилсудский хорош на мирное время. Во время войны в польской политике рано или поздно возобладает Дмовский. А Польша сейчас воюет за "сохранение цивилизации".
До полного звучания идей Дмовского современной Варшаве не хватало лишь конфронтации с Украиной и Литвой. С Киевом это сделали в прошлом году, принимая резолюцию о геноциде на Волыни.
"Право и Справедливость" (правящая в Польше партия) пришла к власти также на критике идей Ежи Гедройца (идеолог польско-украинского сотрудничества ред.). "УЛБ" - "Украина, Литва, Беларусь" - полностью независимые и дружественные Польше, в существующих границах и без территориальных претензий Варшавы на Вильнюс, Гродно или Львов.
По мнению представителей правящей партии, эта концепция требовала от Варшавы излишней политкорректности, чего восточные соседи не оценили и стали "садиться на голову".
Идеолога польского мира - нет, есть лишь гробы умерших героев из учебников; новых идей - нет, есть лишь скопированные решения, во многом из "спутникопогромной" России (пропагандистское российское агентство Sputnik – ред.); нет толковой националистической партии, а потому ее идеи ситуативно подхватывает политический мейнстрим; нет даже кормчего, польский мир непонятно куда несется на волне протеста консервативного общества против "политкорректности". И этим он опасен как для Украины, так и для Европы.