Согласно исследованию Института экономики и мира (IEP) "Глобальный индекс миролюбия" (GPI), лидером мировой нестабильности вновь назван Ближний Восток.
Этот регион является источником самых кровопролитных внутренних и межгосударственных конфликтов, неиссякаемого потока беженцев и вынужденных переселенцев, трансграничного терроризма. Из двадцати наименее "миролюбивых" стран в GPI-2017 тринадцать расположены на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Начавшийся 6 лет назад вооруженный конфликт в этой стране стал одним из самых крупных и кровопролитных в XXI веке. Стороны конфликта - президент Башар Асад, оппозиционные ему силы, курдские повстанцы и террористы ИГИЛ.
Кроме этого, существует и конфликт между центрами влияния. США и Европа поддерживают антиасадовские силы, не могут найти общий язык с Россией, Турцией и Ираном, которые поддерживают режим Асада. И до разрешения этого конфликта сейчас очень далеко. Тем более, что Катар, выплатив террористам выкуп в один миллиард долларов, фактически дал новый толчок для дальнейшей эскалации конфликта этой стране.
Ведущие страны Персидского залива объявили бойкот Катару, который является третьим в мире государством по запасам природного газа.
Причина - Катар заплатил почти один миллиард долларов странам и организациям исламских фундаменталистов, которых напрямую связывают с террористами. Поэтому раскол между Катаром и его ближайшими союзниками может иметь последствия для Ближнего Востока, где страны Персидского залива использовали финансовую и политическую власть, чтобы влиять на события в Ливии, Египте, Сирии, Ираке и Йемене.
Эта страна поддерживает режим Башара Асада в Сирии и активно пытается создать свой ядерный потенциал. США и Великобритания уже обвинили Иран в "тревожных продолжающихся провокациях", направленных на дестабилизацию ситуации на Ближнем Востоке.
Кроме этого, в январе 2017 года Иран произвел запуск баллистической ракеты средней дальности, чем вызвал недовольство США. "Я сделаю всё, чтобы помешать Ирану разработать когда-нибудь ядерное оружие", - заявил после этого Дональд Трамп.
Плюс в этой стране, которая исповедует ислам шиитского толка, существует конфликт с суннитами. Так, ИГИЛ, приверженцы которого также являются суннитами,уже взяло на себя ответственность за последние теракты - нападения на мавзолей Хомейни и парламент Ирана.
В Ираке продолжается кризис, вызванный политическими разногласиями и ожесточенными столкновениями между суннитами, шиитами и курдскими общинами, усугубленный присутствием "Исламского государства". Сейчас армия Ирака проводит операцию по освобождению Мосула – главного оплота "Исламского государства" в этой стране.
После завершении в 2014 году боевой миссии НАТО и США в Афганистане основная нагрузка в борьбе с исламистами легла на местную армию и полицию. И власти не справились с этой задачей. Правительство Афганистана практически потеряло контроль над страной, и конфликт может перекинуться в Среднюю Азию. В последние месяцы талибы осуществили десятки терактов по всему Афганистану.
По различным данным, исламисты контролируют до 70% территории Афганистана, а число активных боевиков оценивается в 27 тысяч человек. Президент Афганистана Ашраф Гани вновь призвал исламистское движение "Талибан" к мирным переговорам.
За время сирийского конфликта курды, которые проживают и в Турции, и в Сирии, значительно усилили свои позиции и теперь претендуют на создание своего государственного образования в составе Сирии. Анкара не может и не собирается этого допустить.
Пентагон начал поставки вооружения – включая стрелковое оружие, минометы и бронетехнику – курдам, воюющим на территории Сирии. В Турции назвали вооружение сирийских курдов опасным шагом и призвали Вашингтон пересмотреть свою "ошибку".
Президент США Дональд Трамп во время своего турне по ближневосточным странам пообещал план по урегулированию длящегося боле чем полвека арабо-израильского конфликта. Но это намерение сталкивается с некоторыми трудностями.
Глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль при любом варианте урегулирования с палестинцами сохранит военный контроль над всеми землями к западу от реки Иордан, которыми он овладел ровно полвека назад, во время так называемой "шестидневной войны" в 1967 году.
Тогда израильтяне отбили у иорданцев Западный берег и Восточный Иерусалим, у египтян − Синайский полуостров и сектор Газа, у сирийцев − Голанские высоты.
Из сектора Газа израильтяне ушли в 2005 году, но продолжают блокировать анклав.
Попытки урегулировать статус Голанских высот, также аннексированных Израилем, сошли на нет с началом гражданской войны в Сирии.
Синайский полуостров был возвращен Египту по условиям двустороннего мирного договора.
Арабские страны предложили стабилизацию отношений в обмен на освобождение Израилем территорий, захваченных в 1967 году.
Нетаньяху повторил обращенное к палестинцам требование признать Израиль государством еврейского народа.
"Таковы основы мира, и их отрицание − это то, что мешает этот мир достичь", − заявил Нетаньяху.
В этой стране после свержения режима Муаммара Каддафи в 2011 году в стране было сформировано временное правительство национального единства (ПНС). Но ему не подчиняется ливийский маршал Халифа Хафтар, который контролирует восток страны и пытается добиться расположения Москвы, чтобы возобновить поставки оружия в Ливию. Это вызывает повышенное беспокойство Вашингтона.
Российские подразделения уже находятся в районе границы между Египтом и Ливией, и Москва пытается усилить свое влияние с помощью военных средств и продажи оружия. А Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш уже заявил о том, что обеспокоен возможностью начала в Ливии нового широкомасштабного конфликта.
До прямого столкновения США с Россией не дойдет, но вполне возможно новое вооруженное американское вмешательство в Ливию.
"Ближний Восток никогда не перестанет нас удивлять способностью создавать (конечно, с решающей помощью внешних игроков) все новые конфликты, все новые кризисы", - написала по поводу бойкота Катара итальянская газета "La Repubblica". Почему так происходит?
Все дело в геополитическом значении этого региона. На протяжении веков на Ближнем Востоке пересекались и сталкивались стратегические, экономические и религиозные интересы самых влиятельных государств мира, что делает происходящие там конфликты очень трудноразрешимыми. И, конечно – это нефть и газ Персидского залива, в котором заинтересован весь западный мир.
К тому же, большинство конфликтов на Ближнем Востоке, появившихся в последние годы, являются, по сути, гражданскими войнами, а не межгосударственными конфликтами. Во время гражданской войны стороны борются за политическую власть в стране, которую в отличие от территории, не так-то просто разделить между враждующими сторонами.
В таких войнах победитель получает все, что мотивирует враждующих продолжать борьбу до конца. В то же время другие региональные и глобальные центры влияния продолжают оказывать поддержку непосредственным участникам конфликта, что укрепляет их в желании бороться.