Итак, Насиров на свободе. Хоть и с электронным браслетом на ноге, но он может перемещаться по Украине, уведомив об этом следствие. Но появилась новая проблема – Антикоррупционное бюро обратилось в Государственную службу финансового мониторинга с запросом на проверку законности 100 миллионов гривен, которые внесли за главу ГФС.
Сумма "выкупа" Романа Насирова из СИЗО рекордная для Украины. Суды уже назначали большие залоги, но сотни миллионов никто не рисковал внести. Самый крупный залог, по данным СМИ, был заплачен за скандального застройщика Анатолия Войцеховского – 14 миллионов гривен. По сравнению с Насировым - это копейки. Журналист Евгений Шибалов даже подсчитал, что простому украинцу при минимальной зарплате в 3200 гривен нужно работать 2604 года и откладывать ее всю, чтобы накопить 100 миллионов.
По информации НАБУ, деньги за Насирова внесла его жена – бизнесвумен Катерина Глимбовская. Однако в е-декларации за 2015 год у супруги главы ГФС нет таких денег. И пользователи соцсетей резонно сомневаются, что их можно было накопить за 2016-й.
Знающий все про всех народный депутат Мустафа Найем на своей странице в Фейсбуке написал, что половину суммы – 50 миллионов - мог внести тесть Насирова – Александр Глимбовский. Это очень богатый человек, владелец корпорации "Альтис-Холдинг", которая успешно выигрывает крупные тендеры. Если это так, то и ему придется подтверждать легальность миллионов.
В ТЕМУ
Пять наивных вопросов о залоге
1. Почему назначают залог?
По ненасильственным преступлениям суд обязан назначить залог в качестве альтернативы аресту. В УПК прописан минимум и максимум – от одной минимальной зарплаты до трехсот ее размеров (960 000 гривен). Но также сказано, что суд может повышать планку, если этого требуют обстоятельства.
Ходатайствуя о залоге для коррупционера, следствие обычно исходит из предполагаемой суммы ущерба, который тот нанес. Поэтому САП просила за Насирова 2 миллиарда гривен, но суд остановился на 100 миллионах.
2. Обязательно ли проверять легальность денег?
Об этом в УПК ничего не сказано, законодательной нормы нет. Залог могут внести как наличными, так и безналом. Деньги поступают на расчетный счет суда и служат гарантией, что подозреваемый будет выполнять все процессуальные требования. Если он сбежит, то объявляется в розыск, а залог обращается в государственный бюджет.
- Однако орган, ведущий следствие, имеет право поинтересоваться источником средств, которые внесли в качестве залога, – говорит адвокат Иван Либерман. – В случае с Романом Насировым запрос НАБУ абсолютно законен.
3. Что будет, если деньги окажутся "теневыми"?
До дела Насирова законность средств, внесенных в качестве залога, не проверяли. Положили на счет – и ладно. Теперь же создан прецедент.
- Если окажется, что деньги получены незаконным путем, будет открыто новое уголовное производство и на средства наложат арест, - говорит адвокат Иван Либерман. - Они станут вещественным доказательством по этому производству, а потому не смогут фигурировать в качестве залога по другому делу. Следствие должно обратиться в суд с ходатайством о смене пресечения подозреваемому.
4. Может ли залог сочетаться с домашним арестом?
Нет. К подозреваемому применяется только одна мера пресечения. Электронный браслет, который надели на Романа Насирова, всего-навсего дополнительная мера предосторожности. Мерой пресечения он не является.
5. Когда возвращают залог?
Если дело в отведенные законом сроки не передано в суд, залог возвращается по истечении срока следствие. Если дело в суде, тот может продлить меру пресечения до вынесения приговора. При этом залог могут обратить в бюджет в качестве компенсации, если деньги вносил сам осужденный.
- Если залог вносил поручитель, средства ему должны вернуть, – говорит адвокат Александр Сирота.
В случае с Насировым, если дело дойдет до приговора, в бюджет могут конфисковать средства, внесенные от имени его супруги.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Тюремные друзья Насирова оказались криминальными авторитетами