Пока на Востоке активисты перекрывают железнодорожные ветки и не пускают поезда с углем, пришедшие с территории ОРДЛО, в тылу может возникнуть еще один очаг блокады.
- Судя по всему, скоро придется вводить чрезвычайное положение на госпредприятии "Энергоатом" и на всех атомных электростанциях Украины чтобы защитить их от блокировщиков, – написал в Фейсбуке бывший глава СНБО, а ныне представитель Украины по вопросам безопасности в трехсторонней контактной группе по урегулированию войны на Донбассе Евгений Марчук. - Ведь все они в большинстве работают на российских твэлах, и отработанное ядерное топливо также за большие деньги отправляется на специальные хранилища в Россию. То есть 100% основания для полной блокировки этих объектов ведь все это не что иное, как циничная торговля с агрессором.
Сам Евгений Кириллович на связь не вышел, но по тону поста мы допускаем некоторую иронию и подтрунивание над участниками блокады. Но все же "КП" в Украине" решила серьезно рассмотреть вариант блокирования наших АЭС.
Судя по заявлениям наших политиков, запас антрацита в Украине тает на глазах. И в марте он может окончательно закончиться. Тогда начнутся веерные отключения. Но что произойдет если активисты перекроют ж/д ветки, по которым на АЭС привозят ядерное топливо и новых поставок не будет? Окончательно погрузимся во мрак?
- По примерным прикидкам, например, нашей станции запасов ядерного топлива хватит на год, - рассказал "КП" в Украине" начальник пресс-службы Запорожской АЭС Сергей Шимчев. – ТВЭЛ (тепловыделяющий элемент – авт.), как раз и рассчитан на такой срок работы без дозаправки. Так что проблем с запасами нет, один блок у нас на плановом ремонте, остальные пять – в работе.
Но вдруг из-за гипотетической блокады где-то в степях Украины остановится поезд с радиоактивным топливом? Не приведет ли этот простой к катастрофе?
Нет. По словам пресс-секретаря Государственной инспекции ядерного регулирования Тараса Козулько, привезенное топливо можно безопасно хранить длительное время.
- Другое дело - отработанное топливо, которое еще не успели перевести в сухой материал. Это опасные нуклиды. Их радиоактивный период длится более десяти дней… - говорит Тарас Козулько. – Поэтому отработанное топливо переводят в сухой вид и хранят в капсулах, изготовленных из циркония.
- А если из-за деятельности активистов придется срочно отключить АЭС? Есть ли в этом риск?
- Внеплановая остановка АЭС не влияет на радиационный фон, - говорит Козулько. – Это дело нескольких минут. Останавливают реактор, после автоматически прекращается и работа ядерных стержней.
Что же касается возможных провокаций со стороны активистов, пикетчиков или кого угодно, Сергей Шимчев напоминает - охрану АЭС осуществляет специальное подразделение Нацгвардии. И решения охрана принимает самостоятельно.
- В случае ЧП мы, конечно, позвоним в полицию, сообщим об угрозе…Но ждать указаний от вышестоящих структур, как действовать, мы не можем. Вдруг, это, например, нападение на АЭС? - рассказал Сергей Шимчев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему блокада не сказалась на курсе доллара
Все время блокады курс себя ведет достаточно вяло, словно не замечает нарастающего напряжения. В четверг, 2 марта столичные обменки в среднем покупали зеленую валюту по 26,94, а продавали – по 27,32 грн. за бакс.