Доктрина об информационной безопасности Украины лежала под сукном на столе у президента Петра Порошенко почти два месяца. Документ был утвержден на заседании СНБО еще 29 декабря 2016 года. И только 25 февраля глава государства ввел его в действие.
"Этот документ - наше политическое видение, направленное на обеспечение национальной безопасности Украины в информационной сфере", - так в декабре прошлого года характеризовал доктрину министр информационной политики Юрий Стець.
"КП" в Украине" изучила, как государство намерено защищать информационное пространство Украины и как эта защита отобразится на деятельности СМИ.
Контроль над прессой как метод борьбы с Россией
В Администрации президента официально сообщили, что едва ли не главной целью введенной в действие доктрины является "уточнение основ формирования и реализации государственной информационной политики, прежде всего относительно противодействия информационному влиянию Российской Федерации в условиях развязанной ею гибридной войны".
На информационном поле "война" против России будет вестись по двум главным направлениям. Первое - борьба с российской пропагандой. Второе - поддержка украинского информпродукта, повышение имиджа Украины за рубежом.
Методы борьбы с российской пропагандой весьма просты: мониторинг украинских и российских СМИ на предмет обострения ситуации в Украине, запрет на "свободный оборот" российских СМИ, которые пропагандируют госпереворот, сепаратизм и войну, а также ведение контрпропаганды.
В доктрине сказано, что обязанность мониторить информационное поле страны возлагается на Министерство информационной политики. Ведомство Юрия Стеця должно "выявлять информацию, распространение которой запрещено в Украине". Помогать в этом нелегком деле "Минстецю" будет и СБУ. На Владимирской под колпак возьмут не только отечественные, но и иностранные СМИ. Если какое-то СМИ уличат в "подрывной деятельности", то это СМИ автоматически закрывается, а его руководители (авторы) подлежат уголовному преследованию (или же депортируются).
Поддержание украинского информпродукта заключается в том, что государство обязуется стимулировать отечественные СМИ путем квотирования или проведения конкурсов на получение грантов. Больше денег из госбюджета выделят на печать украинских книг и перевод зарубежных изданий на украинский язык. В который раз чиновники намерены вывести на качественно новый уровень работу Общественного ТВ и радио.
В ближайшем будущем, согласно доктрине, вся Украина должна получить доступ к цифровому и интернет-вещанию, обеспечить каждого украинца выходом в "мировую паутину". Ну и как же без социальных роликов?! Никак. В Мининформполитики предлагают крутить по ТВ социальную рекламу "основных этапов и опыта государственного строения, ценностей свободы, демократии, патриотизма, национального единства, защиты Украины от внешних и внутренних угроз".
За журналистов заступится Европа
Ряд экспертов уверены, что под соусом защиты национальных интересов доктриной вводится цензура в Украине.
- Фактически этой доктриной вводится цензура в стране. В документе очень размыты рамки и критерии, что именно считать "опасной" для безопасности страны информационной продукций, а что нет. Теоретически любая статья о критическом состоянии экономики Украины, коррупции в высших эшелонах власти может быть расценена как такая, что подрывает устои и национальную безопасность в государстве. Любое издание по надуманной "угрозе" могут закрыть, а радио и ТВ - лишить лицензии, - считает директор Института украинской политики Константин Бондаренко. И, по словам эксперта, оспорить решение Мининформполитики или СБУ будет практически невозможно.
- Думаю, у власти есть желание взять под каблук СМИ, но в ближайшем будущем оно вряд ли реализуется. Ограничить свободу слова в Украине не позволят наши западные партнеры. Кроме того, за "свои" СМИ вступятся и политики. И чтобы не усугублять внутриполитическую ситуацию в стране, до закрытия СМИ вряд ли дело дойдет, - убежден политтехнолог Алексей Якубин.
Не ставит под сомнение подписанный президентом Петром Порошенко указ политолог Владимир Фесенко. По его мнению, уже давно назрела необходимость в защите украинского информационного поля от деструктивной российской пропаганды.
- Безусловно, доктрину эту нужно было принимать и вводить в действие. Но очень важно, чтобы при ее реализации был найден четкий баланс между свободой слова и ситуацией, когда через отечественные СМИ выступают представители прошлой власти и подстрекают на какие-то антиукраинские действия. Если такая "золотая середина" будет найдена, то доктрина будет эффективной, - подчеркивает глава Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко.