Ситуация вокруг блокады на железнодорожных путях, которую в Луганской и Донецкой областях устроили ряд народных депутатов и ветераны АТО, накаляется. Эксперты энергетического рынка делают все более мрачные прогнозы, между участниками акции и полицией произошли первые столкновения.
Грозят "партизанскими методами"
Блокада поставок угля с неподконтрольных Украине территорий началась 25 января. Активисты перекрыли перегон Светланово - Шипилово в Луганской области. 2 февраля заблокировали движение на станции Курдюновка между Горловкой и Бахмутом. Народный депутат Семен Семенченко сообщает, что за две недели по этим веткам не прошло более 12 000 вагонов с углем.
Власти Донецкой области несколько раз пытались договориться с протестующими против "бизнеса на крови", но безуспешно. Штаб блокады даже пригрозил перейти к "партизанским методам" - физическому уничтожению магистралей.
- Мы будем стоять, пока торговля с оккупированными территориями не прекратится, - заявил "КП" в Украине" представитель штаба блокады. - Пусть правительство покупает уголь в Африке или добывает его на Волыни!
В ближайших планах участников акции - заблокировать еще одну ветку дороги: об этом в парламенте заявил народный депутат Владимир Парасюк. Он же призвал ветеранов через Фейсбук стрелять в полицию, если та будет действовать силой.
В поддержку блокады по Украине провели ряд акций, волонтеры открыли благотворительные счета.
Ленты активистов в Фейсбуке полнятся постами восхищения и гнева в адрес власти. Особенно страсти накалились после того, как в Сети появилось видео событий 6 февраля, когда полицейские якобы избивали митингующих.
Угля хватит только на два месяца
Официальная власть блокаду не поддерживает. Премьер-министр Владимир Гройсман назвал эту акцию пиаром политиков и отметил, что без тепла и света могут остаться тысячи людей, которые живут на подконтрольной Украине территории. Об угрозе веерных отключений электричества, которые могут начаться с конца марта, заявил на пресс-конференции министр энергетики Игорь Насалик. Украина, дескать, ведет переговоры о поставках антрацита из США, но уголь поступит к нам только через два месяца после достижения договоренностей.
- В случае полного блокирования угля из ОРДЛО запаса прочности украинской энергетики хватит не более чем на два месяца, - объяснил "КП" в Украине" директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. - Наши склады рассчитаны на месяц работы тепловых электростанций. Ну, допустим, они будут работать минимальным составом, возьмет на себя базу атомная генерация, гидрогенерация подставит плечо - можно будет еще протянуть пару-тройку недель с учетом минимального импорта, который точно понадобится. Но проблема в том, что некому будет гасить спрос на пике, и тогда уже могут наступить отключения потребителей.
В компании ДТЭК рассказали, что по состоянию на 7 февраля на их ТЭС находится 523 тысячи тонн антрацита.
- Такого запаса хватит на 25 дней работы. Единственной заменой отечественному углю может служить импортный ресурс, в частности из ЮАР, но сроки поставок составляют не менее 80 дней. Стоимость импортного антрацита c доставкой сейчас находится на уровне 3000 гривен за тонну против 1730 гривен за тонну угля украинской добычи. В случае закупки больших объемов антрацита цены могут существенно вырасти, - рассказывают в пресс-службе ДТЭК. - В общей сложности для закупки зарубежного угля Украине может потребоваться до 1 миллиарда долларов. Это отразится как на росте курса валют, так и на росте тарифов.
|
Де-юре это преступление
Серьезный урон может понести бюджет страны. По официальным данным СБУ, предприниматели, которые зарегистрированы на контролируемой территории Украины и имеют производственные мощности в ОРДЛО, за 2015 год уплатили более 19 миллиардов налогов, а за 2016-й - свыше 31 миллиарда.
Не менее важные проблемы поднимают политические эксперты: кто представляет в нашей стране власть? Даже если в чьих-то глазах участники акции выглядят героями, они де-юре нарушают закон.
По фактам блокады открыты два уголовных производства.
- Мы слышим со всех сторон, что блокада вредна, что она угрожает экономике Украины, но при этом решительные действия не предпринимаются. Это говорит о том, что часть власти откровенно или скрыто подыгрывает блокадникам, торпедируя таким образом авторитет президента. И чем дольше это продлится, тем больше команда, которая находится у руля, будет восприниматься как сила, неспособная контролировать ситуацию в стране, - считает политолог Алексей Якубин.
А бывший премьер-министр Евгений Марчук в интервью одному из агентств прямо указал на то, что урон имиджу Украины может быть нанесен и на внешнеполитической арене.
- Для всего мира это сигнал о том, что в Украине нет власти или что она слишком слаба для того, чтобы видеть в ней серьезного зрелого партнера, - отметил Евгений Марчук.
Согласно официальному сообщению "Укрзалізниці", блокада грузовых железнодорожных перевозок нанесла ведомству ущерб более чем на 300 000 долларов.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Начальник полиции Донецкой области Вячеслав Аброськин на пресс-конференции сделал заявление, что в пределах его региона пути разблокированы.
- Насколько мне известно, поезда ходят. Информации от управления Донецкой железной дороги о блокировке нет. Там есть пять человек, которые отдыхают в палатке, - сказал он.
Народный депутат Семен Семенченко - активный участник блокады - "КП" в Украине" заявил следующее:
- Приезжайте - убедитесь, что блокада стоит. В ближайшие дни мы развернем ее и на других ветках. У нас два условия: освобождение пленных и прекращение торговли на крови. Стоять будем до тех пор, пока ее не остановят.