21 ноября
Загрузить еще

Украинцев обменяли на украинцев

Украинцев обменяли на украинцев
Фото: Фото: Прес-служба АП и Александр БОЙКО

Солошенко и Афанасьев прилетели на родину вместе с Ириной Геращенко, а двоих журналистов из Одессы с маленьким ребенком на руках сопровождал только детский врач. 

О скором освобождении пенсионера, бывшего директора полтавского завода и одного из соратников Олега Сенцова, стало известно сразу после освобождения Надежды Савченко. Тогда их имена назвал Петр Порошенко. А вот кого Украина готова была отдать взамен, держалось в секрете практически до факта завершения операции.

В интервью "КП" в Украине" один из минских переговорщиков, Виктор Медведчук, рассказал: Россия хочет получить взамен людей, проходящих по "делу 2 мая". Вот только имен тогда не назвал, предложив дождаться обмена.

По предположениям экспертов и политологов, ими могли стать Евгений Мефедов и Максим Сакауов, обвиняемые в организации массовых беспорядков и задержанные после трагедии в Доме профсоюзов.  

Процедура обмена была организована в той же последовательности, что и в случае с Надеждой Савченко. Из Москвы в Киев вылетел Ан-148 (тот же, что забирал отсюда и "грушников" Ерофеева и Александрова). В то же время в московском "Внуково" приземлился украинский борт.

О том, что наши соотечественники уже находятся в салоне самолета, около 16.00 сообщила Ирина Геращенко, опубликовав на своей странице в соцсетях фото с Юрием Солошенко и Геннадием Афанасьевым. Приблизительно в это же время стали известны и имена освобожденных от украинской стороны.

Первое фото Солошенко и Афанасьева на свободе. Фото: Фейсбук Ирины Геращенко 

Для многих было неожиданностью, что ими оказались не участники событий на Куликовом поле, а два журналиста, задержанных за пропаганду автономии Бессарабии, - Елена Глищинская и Виталий Диденко. Об их дальнейшей судьбе в РФ пока неизвестно. Сообщается лишь, что в прибывшем самолете были женщина, мужчина, грудной ребенок и детский врач. В Москве встреча прошла скромно, без широкой огласки.

Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева сразу же по прилете определили в клинику, находящуюся под патронатом Администрации президента, где в этот же вечер их навестил Петр Порошенко. 

КОГО ПРИВЕЗЛИ В УКРАИНУ

Фото: Личный архив

Юрий Солошенко - 74-летний пенсионер. В России его осудили на шесть лет тюремного заключения за "шпионаж в пользу Украины". 

Экс-ге­не­раль­ного директора полтавского госпредприятия "Производственное объединение "Знамя" Солошенко арестовали сотрудники ФСБ в Москве зимой 2014 года. 14 октября его признали виновным в шпионаже в пользу Украины. В ФСБ утверждают, что якобы задержали Солошенко "при попытке незаконного приобретения секретных комплектующих к зенитно-ракетному комплексу С-300". 

Большая часть судебных материалов дела находится под грифом "Секретно". 

Суд проходил в закрытом режиме. 

Фото: facebook

Геннадий Афанасьев - украинец, 25 лет. Один из обвиняемых по делу "террористов группы Сенцова". Был арестован ФСБ в Симферополе еще до взятия под стражу самого Олега Сенцова и Александра Кольченко. Группу обвиняли якобы в организации террористических актов в Крыму по указанию "Правого сектора". 

Приговорен к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима "за терроризм". В 2015 году его этапировали в республику Коми.  

КОГО ОТПРАВИЛИ В РОССИЮ

Фото: infocenter-odessa.com

Елена Глищинская (Романова), 42 года, гражданка Украины, журналист, пиарщик. Бывший директор телекомпании "Новая волна". Обвиняется по статье 110 УК за подготовку и участие в организации объявлении автономии Бессарабии.

Была задержана 29 апреля 2015 года после второго форума так называемой "Народной рады Бессарабии", проходившего в одном из ресторанов Одессы. В СИЗО Глищинская забеременела  от мужа, который выступает ее адвокатом. Проведя больше года в СИЗО, в мая 2016 она родила сына Никиту.

Как считают волонтеры, из-за антисанитарии, в которой находилась задержанная, ребенок оказался тяжело болен, у малыша нашли признаки гепатита и герпеса. Они организовали сбор средств, так как ребенку ежедневно нужны были дорогостоящие препараты и донорская кровь. Малыша оставили в палате интенсивной терапии, а мать вернули в камеру. Впрочем, после многочисленных требований волонтеров Глищинскую перевели в больницу к сыну.

Последний раз суд продлил ей срок пребывания под стражей на 30 дней 13 мая 2016 года.

На свободе у нее осталось еще двое несовершеннолетних детей и, по некоторым сведениям, отец-инвалид. 

Фото: dumskaya.net

Виталий Диденко, гражданин Украины,  бывший редактор издания "Инфоцентр". В мае 2015 года вместе с журналистами  Еленой Глищинской и  Артемом Бузилой был задержан за активное участие в деятельности т.н. "Народной рады Бессарабии" - организации, добивающейся автономии южных районов Одессы. Во время ареста Диденко пытался бежать от сотрудников СБУ и выпрыгнул с 3-го этажа своей квартиры, в результате чего получил несколько переломов. Кстати, арест произошел одновременно с задержанием  Елены Глищинской.

Буквально через несколько дней после этого в апелляционной инстанции отменили решение суда о заключении под стражу. Но на свободу выйти он так и не успел: его сразу обвинили в хранении наркотиков (якобы при обыске у него был обнаружен кокаин) и поместили в СИЗО на два месяца уже по обвинению в хранении наркотиков. В конце июля в обмен на признание вины и сотрудничество со следствием Диденко пообещали не лишать свободы. В итоге суд приговорил его к трем годам ограничения свободы - то есть за ним осуществляется надзор и также его привлекают к труду в исправительном центре. 

ВОПРОС РЕБРОМ

Кто следующий? 

Из украинцев, которые находятся в заключении в России, на слуху четыре имени. Это Николай Карпюк и Станислав Клых, которых осудили якобы за участие в боевых действиях на стороне чеченских сепаратистов. А также крымчане - режиссер Олег Сенцов и общественный активист Александр Кольченко, которым инкриминировали подготовку террористических актов.

В отношении Сенцова и Кольченко приговор уже вступил в законную силу, в начале мая они заполнили документы на передачу в Украину для отбывания наказания на родине. Однако на момент, когда было принято решение о помиловании для Геннадия Афанасьева (по делу он проходит как сообщник украинского режиссера), по Сенцову и Кольченко не было договоренностей. Сейчас защита крымчан подала кассационную жалобу. Адвокат Сенцова и Кольченко - Дмитрий Динзе - отказывается комментировать перспективы их выдачи.

Приговор по Карпюку и Клыху законной силы не получил, на вердикт суда первой инстанции подана апелляция. По словам адвоката Ильи Новикова, одного из бывших защитников Надежды Савченко, это сделано ради соблюдения процедуры.

- Все шансы на передачу моих подзащитных пока только в области переговоров. Апелляцию подали в основном ради того, чтобы нас не спрашивали, почему она не подана, - сказал Илья Новиков "КП" в Украине". - Никаких иллюзий насчет суда нет. Передача осужденных возможна, но не гарантирована - только после вступления приговора в силу. А это, по нашим прогнозам, июль-август этого года. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Сегодня в Минске будут договариваться об обмене "50 на 25"

Имена людей, стоящих первыми в списках на освобождение, пока держатся в секрете.

Новый этап переговоров в Минске пройдет уже сегодня. От очередной встречи обе стороны в этот раз ожидают многого. Ведь в последние недели обстановка в Донбассе - уже не просто привычное нарушение Минских договоренностей, а самое настоящее обострение вооруженного конфликта.  

- Тяжелые переговоры ждут нас 15 июня в Минске, - поделилась уполномоченный президента по вопросам мирного урегулирования ситуации в Донбассе Ирина Геращенко. - И мы настаиваем на ключевом - безопасности! Соблюдение режима тишины должно стать аксиомой. В этом контексте также особенное внимание мы уделим безопасности работы КПВВ, которые в последнее время постоянно обстреливаются и приостанавливают работу из соображений безопасности. 

Впрочем, только на прекращении огня переговорщики в этот раз останавливаться не будут. 

Вторая главная тема встречи - пленные. 

- Планируется, что за закрытыми дверями будет идти разговор об обмене по схеме "всех на всех". Ближайшая перспектива - обмен "50 (по настоянию ОРДО и ОРЛО) на 25 (требуемых властями Украины)". Переговоры, скорее всего, будут жесткими, ведь делегация из Донецка и Луганска прогнозируемо будет требовать "особого статуса" и амнистии, - рассказал "КП" в Украине" источник из окружения Виктора  Медведчука.