Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

Пять вопросов, почему министр обороны Польши назвал авиакатастрофу под Смоленском терактом

Пять вопросов, почему министр обороны Польши назвал авиакатастрофу под Смоленском терактом
Фото: В 2010 году президент Польши Лех Качиньский и его супруга разбились в авиакатастрофе под Смоленском. Фото: Википедия

Министр обороны Польши Антоний Мацеревич, выступая на международной конференции "Современная политика: конфликты и терроризм" в Торуне, сделал без преувеличения сенсационное заявление. Он назвал авиакатастрофу под Смоленском в 2010 году террористическим актом.

Что за авиакатастрофа?

Утром 10 апреля 2010 года президент Польши Лех Качиньский вместе с Первой леди вылетели из Варшавы в Смоленск на борту отечественного правительственного самолёта Ту-154М. Они хотели принять участие в мемориальных мероприятиях, посвященных памяти польских офицеров-жертв расстрелов НКВД в Катыне. 

При заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный" самолёт, опустился на критически малую высоту (ниже уровня взлетно-посадочной полосы), задел левым крылом березу на высоте 4 метра от уровня земли и развалился в воздухе.

Кто погиб?

На борту самолёта было 89 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они погибли. Кроме президентской четы, авиакатастрофа унесла жизни главы Национального банка Польши Славомира Скшипека, начальника генштаба Войска польского Франтишека Гонгора, главаы Бюро национальной безопасности Польши Александра Щигло, главы администрации президента Владислава Стасяка, вице-спикера Сейма Ежи Шмайдзинского, заместителья министра иностранных дел Анджея Кремера, последнего президента республики в изгнании Рышарда Кочаровского, руководителя Института Национальной памяти Януша Куртыка и ряда других высоких должностных лиц. 

Каковы были версии крушения самолета?

Рассматривались всевозможные версии авиакатастрофы: сбой навигационного оборудования, ошибки экипажа, неблагоприятные погодные условия, технические неисправности самолета, и даже операция российских спецслужб.

Версия России: Главной причиной аварии РФ назвала высокую туманность и неправильные действия экипажа. Расследование установило, что все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально, но из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки. Экипаж об этом был извещен. 

Версия Польши: Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, в то же время подчеркнув недостаточное аэронавигационное обеспечение полёта со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении российского аэродрома.

Инфографика: архив kp.ua

Неофициальные версии: В 2012 году генеральный прокурор Польши Анжей Серемет заявил, что на пассажирских сиденьях были найдены  следы тротила и нитроглицерина (он входит в состав большинства современных взрывчатых веществ. -Ред.).  Позже эту информацию опроверг глава военной прокуратуры Варшавы.

Брат погибшего президента Польши и бывший премьер-министр Ярослав Качинский опроверг версию о "несчастном случае" и раскритиковал расследование России. По его словам, диспетчеры аэропорта Смоленска дезинформировали пилотов польского самолета. Он также акцентировал внимание на телефонном звонке Владимира Путина премьеру Польши Дональду Туску, чтобы тот отказался от участия в полете и остался в Варшаве. Качинский также обвинил российскую сторону в  том, что она не раскрыла технические подробности катастрофы.

12 января 2011 года Межгосударственный авиационный комитет представил окончательный отчёт о расследовании причин катастрофы. Он назвал две основные: неправильные действия экипажа и психологическое давление на него. Польская сторона выдвинула ряд претензий к отчету, в частности касаемо того, почему аэропорт не был закрыт в связи с погодными условиями. Польша также обвинила МАК в том, что в расследование не сказано ничего о техническом состоянии аэродромного оборудования и работы диспетчеров. Таким образом Россия и Польша до сих пор не сошлись во мнении об окончательных версиях авиакатастрофы. В связи с этим в феврале 2016 года Польша по инициативе Мацеревича восстановила расследование трагедии.

Почему об этой авиакатастрофе вспомнили сейчас?

Министр обороны Польши Антоний Мацеревич упомянул авиакатастрофу под Смоленском в одном ряду с действиями, вина за которые в мире возлагается на Россию, включая обострение ситуации на Востоке Украины. Однако напрямую Мацаревич не обвинил Россию в том, что она причастна к авиакатастрофе 2010 года.

- Терроризм является порождением социалистических советских идей и его не было в истории западного христианского мира. Мы прекрасно видим это на примере истории последних 10 лет. Без сомнения, вооруженного нападения на Грузию предшествовала внутренняя диверсия. Без сомнения, целью случившегося под Смоленском, было лишение Польши лидерства, которое вело нас к независимости. Очередными шагами было нападение на Украину, оккупация промышленной части страны, катастрофа самолета малазийских авиалиний, вмешательство в ситуацию в Сирии, - сказал Мацаревич.

Он добавил, что "не указывает на какие-то конкретные действия власти". При этом, по его словам, "на российском народе по-прежнему лежит клеймо молчания о том, что случилось в советский период с их предками".

Как отреагировала Россия на заявление о теракте?

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал заявление Мацаревича "огульным". 

-Достаточно огульное заявление, которое ничего под собой не имеет. Мы все имели возможность ознакомиться с обстоятельствами этой ужасной трагедии. Основываясь на всем этом, можно подобные заявления назвать необъективными, голословными, - сказал Песков.

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин написал в своем Твиттре: "В гонке по самым нелепым и глупым заявлениям неожиданно появился новый лидер", очевидно намекая на заявление Мацаревича.

По материалам: MK.RU, Радио Польша, УНИАН