21 декабря
Загрузить еще

Олег Махницкий: "Аваков настаивал, чтобы мы не вызывали "Беркут" на допросы"

Олег Махницкий:
Фото: Фото: Оскар ЯНСОНС

В конце февраля Генпрокуратура едва не объявила в розыск своего бывшего шефа. Даже выпустила специальный пресс-релиз, жалуясь, что не может найти его ни по месту жительства, ни по телефону. Нам же удалось разыскать Олега Махницкого без особого труда. Беседа была более короткой, чем допрос в ГПУ, но надеемся, что не менее содержательной. 

"Президент сказал: "Хочу видеть своего человека"

- Вы в Генпрокуратуру будете регулярно теперь ходить как свидетель или ваш допрос был одноразовой акцией?

- Это уже вошло в привычку: как только кто-то из бывших руководителей ГПУ дает интервью, его сразу вызывают на допрос. Моих заместителей Николая Голомшу и Алексея Баганца уже по нескольку раз вызывали. Мне кажется, для правового государства не совсем правильная тактика.

- А после нашей беседы вас тоже вызовут?

- Не исключено. Те вопросы, которые мне задавали в течение семи часов, не несли существенной доказательной нагрузки. Много времени уделялось очевидному: что окончил, где работал, кем… Но в ГПУ же лежит мое личное дело! Были вопросы общего характера: почему поменяли "пшонковские" кадры? А как мы могли расследовать дела против прошлой власти с ее же кадрами? Мы действительно тогда провели большую проверку: кто какие незаконные решения принимал, увольняли, открывали уголовные производства, некоторым вручили подозрения.

- Вы не раз говорили, что в ГПУ пришли как независимый руководитель. Но все же принадлежали к определенной политсиле. Значит, степень зависимости была?

- Когда встал вопрос о моей кандидатуре на должность генпрокурора, я сказал, что буду выходить из партии, чтобы не было никакого влияния. И, как видите, в "Свободу" не вернулся. И вообще не собираюсь возвращаться в политику. В ГПУ меня делегировал Майдан, я не был чьей-то креатурой. Мы взяли курс на европейскую прокуратуру, которая не должна зависеть от власти. Поставили задачи пересмотреть все уголовные производства с элементами политического или бизнес-заказа. Ездили в Страсбург, в Совет Европы. Из Штатов к нам откомандировали сотрудников ФБР для методической помощи. Были договоренности о сотрудничестве с правительствами Великобритании, Швейцарии. А когда избрали Петра Порошенко, он меня вызвал и сказал: "Я к тебе претензий не имею, но хочу видеть своего человека".

В июне 2015 года Олег Махницкий пожаловал в КГГА на инаугурацию Виталия Кличко.
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

"Обществу демонстрируют реформы, а делают свое"

- ГПУ обычно воспринималась как монолит - все делают и говорят как один человек. Теперь там идет откровенная война позиций между "старыми" и "новыми". Вы какую команду поддерживаете?

- В прокуратуре вызрела новая генерация, которая верила, что монолит можно расколоть. Я Виталия Касько назначал на место своего заместителя без всяких квот. Он единственный, кто остался с тех пор, а точнее - ушел последним. У них с Сакварелидзе общая цель - перемены. Но мы видим, что все это разбилось о ту самую скалу. Нет политической воли. Конечно, я поддерживаю Сакварелидзе и Касько. Будет кто-то другой бороться со старой системой - буду их поддерживать.

- Сейчас о реформах в прокуратуре много говорят. Правда, независимые эксперты утверждают, что ничего на самом деле и не было.

- Обществу демонстрируют якобы реформы, а делают свое. Думают, что люди все проглотят. Провели переаттестацию, но это не реформа. Это перераспределение, расстановка кадров. Кого-то сократили, кто-то остался. Если при Пшонке брали деньги, чтобы попасть на работу, то теперь - чтобы остаться.

- Вы говорили, что провели в ГПУ большую чистку. Так зачем нужна была еще люстрация?

- Под благими лозунгами использовали собственные цели. Я поддерживаю люстрацию, но она должна устранять тех, кто вредил обществу, чтобы они больше не могли этого делать. За три с половиной месяца мы с моим первым замом Николаем Голомшей, а он курировал управление кадров, уволили около 3000 человек. Но уволить всю прокуратуру нереально. Были приспешники режима, а были люди, которым режим не позволял развиваться. Тот же Голомша при Пшонке был понижен в должности с замгенпрокурора до начальника управления. Он поддерживал Майдан, рискуя не только должностью, но и свободой. И попал под люстрацию. Зато остались кадры, которые помогали старой власти. И сейчас жалобы тех, кого несправедливо уволили, заблокированы в судах. Люди не могут ни в своей стране защитить свои права, ни обратиться в Европейский суд.

- За закон о люстрации депутаты голосовали под давлением митинга. А вот скажу крамольную мысль: не принимался ли он под кадровую политику?

- Мы видим, что закон стал инструментом не для очищения власти, а для зачистки невыгодных ей кадров.

В должности генерального Махницкий пробыл три с половиной месяца.
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

"Очевидно, что милиционеры сами в себя не стреляли"

- Расследованием массовых убийств на Майдане недовольны все - от родных героев Небесной сотни до зарубежных экспертов.

- Расследование преступлений на Майдане беспрецедентно. Такого не было не только в Украине, но и в мировой практике. Во-первых, очень большой объем работы, во-вторых, не были собраны все доказательства, в-третьих, уничтожены многие улики. Эти объективные причины в зарубежных отчетах тоже отмечены. Но есть и субъективные. По прокуратуре у европейских комиссий не было замечаний. Были претензии к работе органов внутренних дел.

- А хоть начинали исследовать, кто расстрелял бойцов внутренних войск и "Беркута"?

- ГПУ тогда не могла физически все охватить. Это производство находилось в МВД. У них должна была быть мотивация - это же их работники. Очевидно, что милиционеры сами в себя не стреляли.

- Какие у вас были отношения с Аваковым? Вы как-то так крючок в МВД все время забрасываете.

- Я не забрасываю, я исхожу из фактов. Лично с Аваковым у меня не было разногласий, мы оба были депутатами оппозиционных фракций и цель имели одну. Но мне странно было наблюдать, как, вместо того чтобы помогать в расследовании дел Майдана, МВД от них уклонялось. 1 апреля 2014 г. планировалась спецоперация по задержанию 16 бойцов "черной роты", которые подозревались в расстрелах. Была договоренность, что в этот день готовятся 16 кабинетов, где будут следователи ГПУ, техсредства для фиксации допросов, детекторы лжи. Мы ожидали получить много важной информации. МВД должно было обеспечить явку бойцов "Беркута" под видом кадровых вопросов. СБУ - перекрыть этаж "Альфой". В итоге прокуратура все подготовила, СБУ - тоже. Но никто из подозреваемых не пришел. На следующий день явился командир "Беркута" и стал просить не преследовать его подчиненных. В дальнейшем Аваков ко мне лично несколько раз подходил и настаивал, чтобы мы не вызывали "Беркут" потому, что их направляют в зону АТО и милиционеры могут перейти на сторону врага. Было также письмо Авакова, и это тоже есть в отчете Совета Европы, чтобы мы не проводили следственных действий с его подчиненными до президентских выборов, так как это плохо влияет на психологическое состояние.

"О деле "бриллиантовых прокуроров" забудут"

- Борьба с коррупцией поднимается на стяги при каждой власти. Вы абсолютно уверены, что при вас прокуроры не брали взятки?

- Я уверен, что это было. Мы задерживали прокуроров - открыли десятки уголовных дел. Но я собрал весь аппарат прокуратуры, беседовал со всеми прокурорами областей индивидуально и говорил, что должен обеспечить такие кадры, чтобы после своей отставки не бояться строгой ревизии.

- Но все равно продолжают брать…

- Над этим надо было работать дальше. Такое не за три месяца, не за год можно преодолеть. При мне было создано сильное подразделение внутренней безопасности с подчинением непосредственно генпрокурору. Как оно работает сейчас, не знаю.

- Как, по-вашему, дело "бриллиантовых прокуроров" может развалиться?

- Абсолютно в этом не сомневаюсь. Почему это дело было начато без ведома генпрокурора? Знали ведь, что сразу прикроют. Вы посмотрите историю с претензиями к Сакварелидзе и Касько. Понемногу - и это дело забудут. 

О ЛИЧНОМ

"За всю жизнь провел в Лондоне всего два дня"

- Что за история с квартирами в Лондоне, которые вы якобы приобретали для себя и для своей дочери? И с покупкой отеля "Хайят"?

- Я написал заявление следователям ГПУ - пусть исследуют. И по "Хайяту", и по Лондону. Если найдут - пусть привлекают. Иначе меня оскорбляет вся эта ложь о Махницком-олигархе. В Киеве у меня есть квартира, я там зарегистрирован. Хотя ГПУ почему-то упорно слала повестки на допрос в отель "Украина". Дочь моя учится во Львовском национальном университете. На ее потоке 200 человек - можете опросить их всех. Ей не открывали визу в Англию. У меня была единственная открытая на неделю - для участия в форуме по возвращению активов. За всю свою жизнь я пробыл в столице Великобритании два дня.

- А чем сейчас занимаетесь?

- Научной работой, юридической практикой. Занимаюсь семьей, у меня родилась вторая дочка. А что касается политики, то уже говорил, что не хочу возвращаться. Не вижу реальной силы, к которой мог бы примкнуть. Большинство партий сейчас - это проекты под конкретное политическое лицо. Придет другая власть - их не станет. 

КОРОТКО О ВАЖНОМ

О снайперах на Майдане

- Эту версию начинали исследовать. Была оперативная информация от СБУ. Там даже проводили служебное расследование: кто какую функцию во время революции Достоинства исполнял. Такого же расследования мы требовали от МВД, но не дождались. 

Об архивах Януковича

- Мы получали много документов из Межигорья, от журналистов, просто люди приносили. Использовали эту инфобазу по многим направлениям. Что-то присоединяли к делам по государственным монополиям, миллионным тендерам под одно лицо, хищению госимущества. Что-то передавали в финансовые органы, в МВД - в Управление по борьбе с оргпреступностью. Но у меня было всего три с половиной месяца. Я не знаю, что сейчас происходит с архивами, почему нет о них информации и какие новые документы нашел недавно Арсен Аваков.

О пропаже "золотого батона"

- Охрану имущества Межигорья после побега Януковича должна была обеспечить милиция. Прокуратура наложила арест, как только было открыто производство, но это произошло не сразу, потому что 21 февраля, когда в резиденцию пришли активисты, в стране было безвластие. Не было ни главы МВД, ни генпрокурора, ни даже главы государства. Милиция деморализовалась и разошлась. Так было и в прокуратуре, но нам удалось быстро собраться. Ведомству Авакова не удалось. Я не помню, открывали ли они уголовные дела по пропаже части имущества из Межигорья.

Новости по теме: Махницкий ГПУ