То, что давно и страстно желали осетины и абхазы и боялись грузины и американцы, - свершилось. Вчера в Москве началась официальная процедура признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Первой международную сенсацию (а по сути - гарантированный мировой скандал) сотворила верхняя палата российского парламента - Совет Федерации.
Сначала сенаторы выслушали претендентов на независимость.
«Ни Абхазия, ни Южная Осетия больше никогда не будут с Грузией в одном государстве», - решительно заявил абхазский президент Багапш.
«Мы имеем больше политико-правовых оснований, чем Косово, для признания. Когда я говорю «мы», я имею в виду и Южную Осетию, и Абхазию», - поддержал коллегу югоосетинский лидер Кокойты.
Перед голосованием ее спикер Сергей Миронов предупредил сенаторов: «Нам сейчас предстоит принять, не побоюсь этого слова, историческое решение - обратиться к президенту России с предложением признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Я призываю вас, дорогие коллеги, единогласно поддержать историческое обращение».
И коллеги поддержали. Единогласно.
Через считанные часы эстафету верхней палаты подхватила нижняя.
«Реальная угроза геноцида делает актуальной и закономерной именно такую постановку вопроса», - предупредил депутатов перед голосованием спикер Госдумы Борис Грызлов.
Депутаты с такой постановкой вопроса согласились. И одобрили резолюцию.
Три наивных вопроса о том, чего ждать дальше
1. Что изменит признание независимости Абхазии и Южной Осетии?
Сразу уточним - вчера российский парламент принял заявление, которое, по сути, никакой юридической силы не имеет. Формально это лишь призыв к президенту Медведеву рассмотреть этот щекотливый вопрос. Согласно закону глава государства может поручить МИДу заявить о признании новых государств…
Как считают многие политологи, эта юридическая тонкость дает Москве возможность для внешнеполитического маневра. Президент может не спешить с признанием Южной Осетии и Абхазии, если того потребует игра с Западом.
Но как только Медведев поддержит решение парламента, отношения между Москвой и Абхазией с Южной Осетией будут обрастать всеми межгосударственными атрибутами: в Цхинвали и Сухуми появятся российские посольства, в Москву приедут послы Абхазии и Южной Осетии. Исчезнут все ограничения для торговли и военного сотрудничества между странами.
2. Зачем России это нужно?
Признание мятежных республик сыграет на руку военным и российскому бизнесу в Абхазии. Первые получат возможность минимизировать угрозу вступления Грузии в НАТО открытием под Цхинвали и Сухуми российских военных баз. Вторые - получат дополнительные гарантии безопасности инвестиций (из-за чего ожидается бурный рост цен на абхазскую недвижимость, от которой рукой подать до Сочи).
3. Чем заплатит Москва за свое решение?
На военное и экономическое развитие «новорожденных» стран потребуются миллиарды долларов.
Но самые серьезные проблемы России грозят вовсе не финансовые. А политические.
Запад сейчас ломает голову: как бы жестко наказать Москву за «расчленение» своего союзника - Грузии, но при этом не скатиться к «холодной войне»? Особенно ее боятся европейцы, которые зависимы от российского газа и нефти. Именно осторожная позиция Европы пока позволяет России избежать международных санкций. Как утверждают западные аналитики, перед Москвой даже разгневанный поражением Грузии Вашингтон пока безоружен. На его угрозы (исключение России из ВТО и «большой восьмерки») Россия может, например, ответить военной поддержкой врагов США - например, Ирана и Сирии.
Но в долгосрочном плане Москва очень рискует. На Западе в последние две недели образ русских оккупантов уже стал весьма популярным пугалом. И Россия может столкнуться в будущем, если не с экономической, то политической изоляцией. Что, если помнить историю, обычно заканчивается разорительной гонкой вооружений и неуместными военными конфликтами.
Кстати, первые «изоляционные» признаки заметны уже сейчас. По мнению политологов, вместе с Россией независимость Абхазии и Южной Осетии в ближайшее время готовы признать лишь несколько стран: Куба, Венесуэла и, может быть, Белоруссия...