Загрузить еще

Бюджет-2016: медикам добавят, а у педагогов заберут

Бюджет-2016: медикам добавят, а у педагогов заберут
Фото: Эксперты не верят, что в следующем году удастся полностью обуздать рост цен. Фото: Евгения Гусева

Кому больше, кому меньше

Если посмотреть, как изменилась структура расходов государства на следующий год, то сразу бросается в глаза резкое увеличение финансирования дефицита Пенсионного фонда. Если в этом году из бюджета дотировалось около 90 млрд грн. на пенсии, то в следующем эта сумма вырастет почти вдвое - до 172 млрд грн. Как объясняют в правительстве, произойдет это из-за снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. 

Остальные изменения можно назвать косметическими. Каким-то ведомствам дадут больше, а каким-то меньше. Немного повысят расходы на оборону и на силовиков. При этом треть от расходов на МВД достанется Национальной полиции. Существенно вырастут расходы на здравоохранение, но снизятся на образование. 

Фундамент для роста цен

Как говорят большинство экспертов, несмотря на то что Минфин как мантру повторяет словосочетание "снижение налоговой нагрузки", на самом деле нагрузка на бизнес вырастет.

- Мы видим сохранение старой бюджетной системы и управление госимуществом и госпредприятиями, - говорит финансовый аналитик Эрик Найман. - Также происходит увеличение количества налогов и общей налоговой нагрузки. При этом происходит стабильное снижение социальных стандартов. 

Инфляцию в бюджет заложили в размере 12%, а рост социальных стандартов на 12,5% - вроде бы инфляцию должны "отбить". 

- Госрасходы и госдоходы сводного госбюджета вырастут на 20,5%, - говорит Эрик Найман. - Произойдет это за счет расширения налоговой базы, то есть будет больше налогоплательщиков, а также повышения налоговых ставок. 

Также, по словам эксперта, казну собираются пополнять за счет более высокой инфляции, которая, по его мнению, должна быть ближе к 20%, чтобы выполнить бюджетные показатели.

- То есть в финальном варианте госбюджета Минфин заложил фундамент для намного более высокой инфляции, - говорит эксперт. - В предыдущем варианте рост сводного бюджета предусматривался на 7%, а в итоге был увеличен до 20%. В результате недостающие налоговые поступления государство получит за счет "инфляционного налога", как и в текущем году. 

Также затыкать бюджетные дыры будут за счет новых кредитов. 

В следующем году планируется одолжить около 8,5 миллиарда долларов, в том числе на внешнем рынке - около 4,4 миллиарда долларов.

 

Дно пройдено?

Есть в бюджете и хорошие новости. В следующем году экономика наконец-то начнет расти. По мнению Минфина, рост ВВП составит 2%, а его номинальное значение до конца года - 

2 трлн 300 млрд грн., что совпадает с прогнозом МВФ. Похожие прогнозы сделало и рейтинговое агентство S&P. Согласно данным агентства, в 2016 году во­зобновится рост ВВП Украины, который составит 2,0%, в 2017-м - 3,5%, а в 2018-м - 4%.

- На фоне низкой статистической базы этого года 2% прибавки - это не рост, а бег на месте, - говорит руководитель "Публичного аудита" Максим Гольдарб. - Такой сдержанный прогноз говорит о том, что в Украине не произошло никаких изменений, которые действительно могут ускорить развитие ее экономики, а главное, Минфин и не рассчитывает, что такие изменения произойдут. И это странно, потому этот бюджет верстался на основании нового Налогового кодекса, который должен совершить революцию в налогообложении и перезапустить экономику.

По оценкам экспертов, номинальный ВВП в 2016 году должен составлять 2,3 трлн грн. при прогнозируемом среднегодовом курсе гривны 24,1 за доллар и курсе на конец года - 24,4 грн. Тем самым ожидаемый ВВП в валютном эквиваленте должен составлять менее 94 млрд долларов. Примерно такой же валютный эквивалент ВВП Украина имела в 2006 году. А в предкризисном 2013 году он составил около 182 млрд грн.

В общем, если вы хотите представить, как вам будет житься в следующем году, вспоминайте уровень жизни десятилетней давности. 

 

КСТАТИ

Что еще изменится с 1 января

  • Появятся казино. Правительство хочет легализовать рынок азартных игр.
  • Подорожают спиртное и сигареты. Это произойдет из-за роста акцизов.
  • Упрощенной системой налогообложения смогут пользоваться только физлица-предприниматели.
  • Льготы будут предоставлять местные бюджеты. Сейчас эти выплаты частично финансируются за счет субвенций из госбюджета.
  • Снижение финансирования образования. ПТУ и вузы I-II уровней аккредитации планируется передать в ведение и финансирование местных властей. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В бюджет забыли внести расходы на борьбу с коррупцией 

Процесс борьбы с коррупцией в Украине, не успев начаться, чуть тут же и не остановился. Из проекта бюджета на 2016 год выпала статья финансирования Специализированной антикоррупционной прокуратуры. То есть орган, основным призванием которого является борьба с коррупцией, мог умереть, так и не родившись. 

- В проекте бюджета на 2016 год "забыли" заложить деньги на антикоррупционную прокуратуру. Считаю это досадным недоразумением и технической ошибкой, которая будет немедленно исправлена, - заявил Петр Порошенко. 

И тут возникает резонный вопрос: чья вина в этом "недоразумении" и кто будет нести ответственность за подобные промахи? Ведь речь идет не о какой-то проходной чиновничьей бумажке, а о главном финансово-экономическом документе, по которому страна будет жить весь следующий год!