В среду 18 ноября вышел очередной номер французского сатирического журнала "Шарли Эбдо". Этот номер ждали с нетерпением - было непонятно, как редакция отреагирует на трагические события, что произошли в Париже 13 ноября. Многие подозревали, что карикатуристы обойдут теракты стороной. Но редколлегия еще в субботу пояснила: свежий номер будет посвящен только им.
"Шарли Эбдо" выпускают много лет, но был он известен только французам. Журнал специализируется на политической сатире. Предположительно, из-за одной из карикатур на пророка Мухаммеда к ним в офис ворвались террористы и расстреляли 12 человек. Но даже тогда редакция не пропустила ни одной среды - традиционный день выхода номера.
Они шутили над убийцами своих коллег, над событиями на востоке Украины и даже выпустили непечатную, почти порнографическую картинку, посвященную крушением российского самолета над Синаем. А потом пришла трагическая пятница, когда на улицах Парижа погибли 130 человек. Выжившие рассказывали, что этот теракт напоминал настоящую бойню, как будто нападавшие не хотели никого оставлять в живых.
А обиженные на "Шарли Эбдо" рассуждали: будут ли карикатуры этого номера такими же бессердечными, как прежние. Оказалось, что теперь журналисты делают упор на равнодушие и на то, что привычку к легкости и красивой жизни теракты не вытеснят.
Но если взглянуть под другим углом, окажется, что эти же рисунки и прославляют Францию. Показывают, что страшная угроза не сломила людей и они остались верны своим ценностям, какими бы они не были.
В карикатурах высмеяли равнодушие к чужой боли
На обложку номера журналисты вынесли уже известную карикатуру танцующего человека, из пулевых ранений которого вытекают потоки шампанского. Надпись на рисунке гласит: "У них есть оружие. Да пошли они, у нас есть шампанское!".
|
Еще одна карикатура из номера, попавшая в сеть накануне, - рисунок под названием "Французы возвращаются к нормальной жизни". На ней изображены призраки погибших парижан в беретах и с багетами под мышкой. Пояснить ее тоже не составляет труда: не смотря на массовые расстрелы, Франция не откажется от привычного образа жизни, который олицетворяют кокетливые береты и хрустящий хлеб. Хотя из-за общего шока, многие люди ходят по своим делам, как привидения.
ЧТО СКАЗАНО НА РИСУНКАХ
Среди новых карикатур - рисунки с узнаваемым образом знаменитой французской актрисы и певицы Эдит Пиаф. Надпись на рисунке гласит: "Париж останется Парижем. Я вытираю стаканы в своем кафе". Это слова песни Пиаф. При этом на рисунке раковину она вытирает не от воды, а от крови.
На следующем рисунке изображены террористы с автоматами в кафе. Рисунок подписан словами: "Парижские бары под прицелом: они нарисовали пророка в кофейной гуще внутри чашки".
Еще на одной карикатуре редакция обыгрывает тему юного возраста террористов (предположительно, некоторым было по 15, 18 и 20 лет). На рисунке с подростком говорится, что ему настолько надоели прыщи на его лице, что он решил стать камикадзе.
О чем написала редакция
"Дождь" со ссылкой на журналистку rfi.fr пишет, что в статьях этого номера говорится о том, что жизнь продолжается, что нужно дорожить своей свободой. Есть отдельный материал о том, как отреагировали на парижские теракты в России.
В редакционной колонке Лоран Суриссо (псевдоним Рисс) пишет:
- Мы догадывались, что за январским терактом последуют и другие. Мы смиренно ждали, когда они обрушатся на нас подобно Дамоклову мечу или снарядам во время войны. Черчилль предсказывал кровь и слезы. И вот это произошло. Сами того не подозревая, парижане 2015-го года превратились в жителей Лондона 1940-го года, полные решимости не поддаваться страху и не сдаваться, что бы ни происходило. Вот единственно возможный ответ террористам, чтобы обратить в ничто их попытки посеять ужас.
На главной странице сайта - "игиловец"
На главной странице издания в сети сейчас стоит карикатура на "игиловца" в двух ипостасях. На левой части рисунка, опубликованного на сайте еженедельника, изображено так, как террористы видят себя. Человек в костюме эпохи Возрождения и с тростью цитирует поэта Пьера де Ронсара: "Дитя мое, идем взглянуть на розу". При этом на нем висит пояс смертника и взрывное устройство он приводит в действие элегантным движением руки.
|