По сути – это дополнительный департамент в структуре Генпрокуратуры, а человек, который его возглавит, станет одним из заместителей Шокина. По статусу следователи этого подразделения будут выше детективов Национального антикоррупционного бюро – у них будет право надзора во время досудебного расследования. А Бюро, в свою очередь, будет иметь существенное влияние на высших должностных лиц. Ведь по задумке именно НАБУ будет расследовать все случаи коррупции в верхах.
- Специализированная прокуратура – орган по контролю над Национальным антикоррупционным бюро, которое, в свою очередь, будет контролировать все высшие должностные лица в Украине, - подтверждает это политолог Руслан Бортник. – Поэтому в парламенте было противостояние и очень сложное голосование по вопросу создания антикоррупционной прокуратуры. Депутаты и ГПУ пытались перетянуть на себя одеяло по контролю над этой прокуратурой.
Из-за создания нового звена в антикоррупционной цепи генпрокурор поссорился не только с депутатами, но и с министром иностранных дел. Казалось бы – где ГПУ, а где МИД? Но дело в том, что за созданием новой антикоррупционной прокуратуры наблюдают члены Европейской комиссии.
Чтобы украинцы могли ездить в Европу без виз, в нашей стране не должно быть коррупции, считают там. Поэтому Еврокомиссия следит за процессом создания прокуратуры и за конкурсом по назначению его главы. Они считают, что выбирать главу прокуратуры должны люди, которые не находятся на госслужбе и не работают прокурорами. Впрочем, того же требует и закон. Поэтому через главу МИД Павла Климкина они попросили Виктора Шокина убрать из комиссии четырех действующих прокуроров. Но тот не видит никаких оснований для их замены. Более того, в ответном письме Шокин предупредил, что видит нарушения в работе МИД и готов заняться ими вплотную.