Законопроект еще не выносился на рассмотрение, но уже вызвал волну критики со стороны представителей масс-медиа. Его характеризуют как попытку введения цензуры на сообщения из зоны проведения антитеррористической операции. Так, в частности, негодование журналистов вызвала статья 17 этого законопроекта, в которой предлагается запретить практически любую информацию из зоны АТО - от названия воинских частей, боевой техники и оружия до комментариев бойцов.
Подарок для любого чиновника
Но если с запретом на распространение информации о передвижении наших частей или планирования боевых операций все понятно, то как понимать запрет на распространение информации о "морально-психологическом состоянии военнослужащих". Да прими этот закон год назад, Украина так бы и не узнала, например, о киборогах Донецкого аэропорта. Ведь все репортажи оттуда показывали морально-психологическое состояние военнослужащих.
Помимо этого, данный законопроект также налагает запрет на информацию "о состоянии оперативного оснащения территорий, состоянии исполнения работ предприятиями ОПК по модернизации вооружений и военной техники для нужд АТО". Это вообще подарок для любого чиновника! Сколько строят и никак не могут построить Европейский вал на восточных рубежах? А запрети информацию о состоянии этого строительства - и проблема решена?
Авторы этого документа - народные депутаты из "Народного фронта" Дмитрий Тимчук и Вадим Кривенко, а также представитель Блока Петра Порошенко Иван Винник - утверждают, что ни о какой цензуре речь не идет.
"Подобная реакция некоторых журналистов вызывает недоумение, поскольку такая реакция свидетельство того, что некоторые представители СМИ не знают норм действующего закона "О государственной тайне". В нашем законопроекте идет не более чем детализация постулатов этого действующего закона (в контексте АТО). И что эти данные все же можно распространять с разрешения руководства АТО", - написал на своей странице в Facebook Дмитрий Тимчук.
Коснется даже соцсетей
Примечательно, что депутаты предлагают также внести в Уголовный кодекс отдельную статью - "информационное содействие терроризму". Но что стоит за этим предполагаемым правонарушением - определение размытое. По мнению медиаюристов, отсутствие в тексте документа четких формулировок создает условия и возможности для злоупотреблений и оценочных выводов. Кроме того, создает проблемы для работы журналистов.
- Основной недостаток законопроекта состоит в том, что он предполагает серьезную уголовную ответственность (до 5 лет лишения свободы) за действия, которые определяются слишком широко и неоднозначно, - заявила в комментарии "Телекритике" юрист Института медиа права Вита Володовська. - Ограничения должны четко определяться законом, а не по усмотрению оперативного штаба, особенно если за нарушение установлена уголовная ответственность. Иначе это приведет к определенному "охлаждающему эффекту" для медиа при освещать тему АТО.
Вот, к примеру, журналист взял комментарий у местного жителя в зоне АТО об условиях жизни населения на оккупированных территориях, о частоте обстрелов, отношении к войне. Людям рты не закроешь… И вряд ли они, ежедневно находясь под обстрелами, будут петь дифирамбы своему нынешнему положению. С другой стороны, чем вам не "информационное содействие террористам"?
Кстати, отдельно в законе упомянуты и пользователи соцсетей. Авторы законопроекта считают, что они тоже должны нести ответственность за информацию, выложенную на их страничках, а кто и как эту информацию будет использовать - станет проблемой самого пользователя.