8 января
Загрузить еще

Чем нам поможет чрезвычайная ситуация и дипломатическое давление

Чем нам поможет чрезвычайная ситуация и дипломатическое давление
Фото: Украинская делегация в ПАСЕ организовала фотовыставку «Донбасс: мир и война». Цель подобных акций показать европейцам «лицо» военных действий на востоке Украины. Фото: facebook.com/SergiyLobazyuk

После теракта в Мариуполе 24 января украинская власть пытается балансировать между войной и миром. Дальше продолжать военные действия - неприемлемо, но на скорые мирные переговоры надежд нет. Да и делаем ли мы все от нас зависящее, чтобы поскорее наступил мир?

Россия теперь агрессор

Станет ли ближе мир на востоке

На внеочередном заседании парламента в понедельник народные депутаты признали Россию страной-агрессором и обратились к международным организациям с просьбой поддержать аналогичное заявление, а за "ДНР" и "ЛНР" закрепить статус террористических организаций. 

Владимир Цибулько, эксперт аналитического центра "Политика":

- Приняв такое заявление, политики внесли ясность в статус военного конфликта, что немаловажно с дипломатической точки зрения. Теперь необходимо апеллировать к международным союзникам, международным судам и добиваться признания России "страной - спонсором терроризма". Этот статус влечет за собой серьезные политические и экономические последствия, страна оказывается в изоляции. 

Кроме того, на основании этого заявления можно будет вносить изменения во многие украинские законы, которые усилят военную, экономическую и информационную безопасность страны. К примеру, в законе можно будет четко прописать, что на территории страны запрещается деятельность банков, предприятий, СМИ страны-агрессора.

Сергей Гайдай, политтехнолог, директор по стратегическому планированию агентства "Гайдай.Ком":

- Действия депутатов абсолютно оправданы, вполне логично называть вещи своими именами. И думаю, что большинство людей эти решения поддержат. Меня волнует, что за этим последует. Если страна - агрессор, то нужно ли продолжать с этой страной любые экономические связи? В том числе покупать энергоносители и вести бизнес. Чтобы была ясность, от депутатов нужны ответы на эти вопросы.

Зачем люди в зоне АТО будут жить в режиме чрезвычайной ситуации

С 26 января Госкомиссия по чрезвычайным ситуациям будет контролировать и координировать жизнь Донецкой и Луганской областей. Там проведут инвентаризацию и проверят все объекты защиты. На рядовых гражданах ЧС не скажется.

Владимир Цибулько:

- Это решение можно двойственно трактовать. В случае военной агрессии логичней было бы усиливать роль военных комендатур. А правительственным решением пытаются зафиксировать важность и влиятельность гражданских администраций. Фактически в Донбассе создали двойное гражданско-военное администрирование. Его можно оправдать, если оно позволит выжить экономике на этих территориях.

Сергей Гайдай:

- Удивляет меня только одно: почему это сделали так поздно? Проблема в том, что решение приняли только после эскалации конфликта. Это из-за инертности в движениях тех, кто стоит сегодня при власти, и отсутствия политической воли. У них остается надежда, что все решится другими способами. Они отказываются признавать факты до того момента, пока эти факты не становятся очевидными и угрожающими.

Где результат дипломатического давления, которое Украина оказывает на мир

Глава государства Петр Порошенко ежедневно заявляет, что является сторонником мирного урегулирования конфликта на востоке, утверждает, что Украина готова хоть сейчас сесть за стол переговоров, требует освобождения украинских пленных. Каждый день Порошенко проводит десятки телефонных разговоров с мировыми лидерами, у которых ищет поддержки.

Владимир Цибулько:

- Глава государства делает то, что позволяет ему ситуация и его представления об уменьшении агрессии по отношению к Украине. В нынешней ситуации если Порошенко пойдет на прямые переговоры с Путиным, то это будет означать, что Украина сдала позиции, согласилась на правила России. Поэтому смысла в очередных переговорах мало и Порошенко приходится выдерживать паузу, чтобы войска успели перегруппироваться, а экономика переформатироваться. За это же время изменится сознание людей, особенно на освобожденных территориях. Также важно заручиться поддержкой как можно большего количества стран.

Сергей Гайдай:

- Настоящую поддержку от мира мы добьемся только после того, как предъявим две вещи: победу и взаимовыгодные инициативы. Никто не будет вкладывать в страну, которая не способна побеждать благодаря самостоятельным действиям. А мы пока шлем на Запад только крики о помощи, а им нужны перспективы и конкретика. К примеру, мы можем стать щитом на пути агрессии и миграции с востока. Стать страной, в которую выгодно будет инвестировать и зарабатывать на этом. Но у нас не прошло ни одной реформы, которая показала бы, что государство изменилось и стало выгодным для членов ЕС.