Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Самые резонансные законы года

Самые резонансные законы года
Фото: Скандальное голосование 16 января привело к принятию «диктаторских законов» и новому витку революционных настроений. Фото: Максим Люков

"Пакет диктатуры"

Напуганные массовыми протестами, депутаты решили в один момент исправить ситуацию. Пакет законов, которые должны были обуздать народный гнев, принимали, как пионеры на собрании, - без обсуждения, простым поднятием рук. Так ввели уголовную  ответственность за клевету (читай, критику в адрес власти), ужесточили регулирование деятельности общественных организаций, разрешили закрывать сайты без решения суда и прочее.

Минусы. "Пакет диктатуры", как назвали свод решений Рады, здорово подогрел силу противостояний между Майданом и властью. Фактически сыграл такую же роль, как разгон студентов в ночь на 30 ноября. На документы "16 января" резко негативно отреагировал Запад. Кроме резонанса, законы ничего не принесли - их просто невозможно было выполнять в силу сложившейся политической ситуации. По сроку действия их можно выдвигать на мировой рекорд - вступили в действие 21 января, а 28-го уже были отменены. Тогда же Рада объявила амнистию участникам протестов.

Плюс. Крохотное рациональное зерно в этом "букете" можно найти: за "маски-шоу" предусмотрели штраф или арест до 15 суток. После победы Майдана запрет на балаклавы объявляли дважды - сначала Виталий Ярема в роли вице-премьера, потом президент Петр Порошенко. Но по какой статье наказывать нарушителей, никто так и не растолковал. 

Языковый вопрос

На волне победного подъема 23 февраля Верховная Рада отменила действие закона "О государственной языковой политике", который позволял придавать официальный статус русскому и другим языкам на территориях, где компактно проживали жители этих национальностей. Участники Майдана рукоплескали - выполнено одно из революционных требований. 

Минусы. Из более 15 миллионов людей, живущих в Украине, но не являющихся этническим населением, многие восприняли отмену закона о языках как дискриминацию, посягательство на права.

- В том, что люди получили возможность развивать родной язык в территориальных общинах, собственно, не было ничего плохого. - Это прописано в Европейской хартии региональных языков, которую ратифицировала Украина, - напоминает правозащитник Эдуард Багиров. - Особенно отрицательный резонанс решение Рады получило на востоке Украины и во многом способствовало тем событиям, которые происходят там сейчас. 

Плюсы. Они были бы, если бы вслед за отменой закона украинский язык получил свое развитие в книгопечатании, создании хороших фильмов и других проявлениях. Но из-за протестных настроений, которые стали назревать в восточных областях, культорологические вопросы пришлось отодвинуть на другой план. 

Зачистка или очищение

Закон, ставший поводом для дискуссий, скандалов и судебных разбирательств, был принят под крики, драку и треск горящих шин под Верховной Радой. 16 сентября вошло в историю так же, как 16 января. Одним из первых о том, что одобренная парламентом люстрация не соответствует Конституции, заявил генпрокурор Виталий Ярема, но стал исполнять. Не продуманный, нарушающий права людей закон критиковали юристы и правозащитники. Но он все еще действует - Конституционный суд не принял решение, ожидаются и комментарии Венецианской комиссии.

Минусы. Правозащитники насчитали минимум четыре статьи в Конвенции ООН о правах человека, по которым закон о люстрации позволяет обращаться с жалобами в Европейский суд. Главный минус в том, что под люстрацию попадают очень многие люди, которые не принесли ощутимого вреда. Из государственных институций вымываются специалисты.

- Критериями люстрации должны быть неправомерные действия чиновников, их антигосударственная позиция, но не принадлежность к какой-то эпохе, - говорит старший научный сотрудник Института государства и права Николай Сирый. - И рассматриваться в первую очередь должны политические, силовые, финансовые институты, а не все органы государственной власти. 

Плюсы. Снят с повестки дня вопрос, который не давал народу покоя после Майдана. Есть надежда, что закон будет доработан после решения КС и замечаний Венецианской комиссии. Да и под люстрацию попали немало реальных коррупционеров. 

16 сентября под "давлением улицы" принимали уже закон о люстрации. Фото: Олег Терещенко

Свобода политзаключенным

В конце февраля Верховная Рада одним постановлением выпустила из тюрем 28 узников, которых посчитали политзаключенными. Эти люди не подпадали под принятый при старой власти закон об амнистии для участников массовых беспорядков, поскольку проходили либо уже были осуждены по уголовным делам. Среди них "убийцы судьи Зубкова" отец и сын Павличенко, нынешние народные депутаты, в прошлом "террористы" Игорь Мосийчук, Андрей Билецкий и другие. Ранее, 22 февраля, Рада освободила Юлию Тимошенко.

Минусы. "Единственное, чем юристы и правозащитники, могли объяснить случившееся, - это революционной необходимостью. Фактически был создан прецедент: одна ветвь власти - исполнительная подменила собой другую - судебную.

- Это было в какой-то степени оправдано только в отношении Юлии Тимошенко, - комментировал постановление Рады для "КП" в Украине" правозащитник Евгений Захаров. - Что касается нормативного акта Рады, то каждый случай надо было рассматривать отдельно. 

Плюсы. Так или иначе, но люди обрели свободу. Тем более что ряд дел, к примеру по "васильковским террористам", действительно составлялись по политическим мотивам. Многие из освобожденных впоследствии стали участниками АТО. 

Заочное правосудие

Одним из последних решений старой Рады стал закон, внедряющий в Украине заочное правосудие. Таким образом прямо к весам Фемиды проложили дорогу для дел против бывших власти предержащих, которые после Майдана находятся в бегах.

Главная цель закона не столько заочно наказать, сколько исполнить решения судов в части конфискации имущества беглых политиков и олигархов. Революционную необходимость подкрепили экономической целесообразностью. Генпрокуратура получила возможность сбросить с себя дела Януковича, Азарова и других. 

Минусы. Пока одни хлопали в ладоши, другие размышляли, какой другой конец палки мы получили вместе с политикой.

- При желании этот закон дает основания для передела собственности тех, кто выехал из страны. Покинув Украину на долгий срок, предприниматель может стать фигурантом уголовного дела. И лишиться не только бизнеса, а и условно свободы, - говорит адвокат Виктор Долгополов. - Такой закон хорош для страны, где полностью исключены злоупотребления. 

Плюсы. Позволяет закрывать дела по людям, которые десятилетиями находятся в розыске и их преступления очевидны. 

Недоверие к судьям

"Судей на мыло" - требовал Майдан, после того как за участие в массовых беспорядках стали выносить первые приговоры. Просили - получите. 10 апреля вступил в силу закон "О восстановлении доверия к судебной власти в Украины". Юристы встретили документ с разочарованием. 

Минусы. В первой редакции законопроект предполагал, что люстрации подвергнутся  судьи, которые не только третировали майдановцев, но и ущемляли людей в имущественных правах, выносили обвинительные приговоры невиновным и принимали решения, в которых Европейский суд усматривал нарушения прав. Но во второй редакции все свелось к политической составляющей. Из общечеловеческих остался только Евросуд. Девять пунктов предполагали люстрацию судей, которые волей-неволей оказались втянуты в дела Майдана.

- Этот закон никак не повлиял на судейский произвол, - констатирует адвокат Игорь Семенков. - Уйдут те, кто связан с Майданом. Но другие останутся и будут использовать свое положение, как и раньше - играть на руку черным риелторам, отнимать у людей землю, выносить обвинительные приговоры по указке из прокуратуры. 

Плюсы. Председатели местных судов, их замы, главы апелляционных и других судов по новому закону избираются тайным голосованием внутри судейского корпуса и могут занимать должность один год.