Стать милиционером сейчас проще простого. Исполнилось 18 - взял справку у врача, упал-отжался - и получай все права служителя порядка. Вплоть до ношения оружия. Штатные патрульные только рты разевают, наблюдая, как стремительно пополняются их ряды. Разевают с обидой: у них, прошедших школу милиции и отпахавших годы "на земле", зарплата от 2 до 2,5 тысячи гривен, а у тех, кто "с улицы" - в среднем 4,5 тысячи. И такие отряды "особого назначения" наспех сколачиваются по всей Украине.
Милиционеры за одну неделю
Когда объявили о формировании новых подразделений при МВД, туда ринулась неоднородная публика: майдановцы, которые не ушли в Нацгвардию, а предпочли дело поспокойней, рано вышедшие на гражданку милиционеры, бывшие бойцы внутренних войск и просто безработные. Искренние романтики и чистые прагматики, рассчитавшие, что таким образом можно избежать призыва в армию.
- Приходят нормальные ребята, но есть такие, что просто смех - с косичками, сережками в ушах, наколками. И ничего - если здоров, всех берут, - поделился с "КП" Сергей, капитан милиции из Киевской области.
Курс молодого бойца проводится при школе милиции и укладывается в неделю. Парням дают пострелять, размяться в спортзале, читают лекции о том, зачем придумали милицию и права человека, водят на беседу к психологу. Доходит не сразу и не до всех. Наш собеседник вспоминает случай, когда один из новобранцев вышел из казармы с боевым автоматом. Спасибо, хоть рожок оставил.
- Переполох поднялся жуткий: сбежал с оружием! А парень потом искренне удивлялся: пошел за водкой, автомат с собой взял, чтобы не сперли, - улыбается капитан, но тут же становится серьезным. - Когда эти подразделения стали формировать, никто не говорил, что это под события на востоке. Умные люди, конечно, догадывались, но кто-то искренне верил, что если попал в милицию - значит, пронесет. Наши, штатные, тоже надеялись, что "пушечное мясо" избавит их от войны. Не даром же людям без опыта платят, как "Беркуту". А получается, все в одной упряжке оказались.
Уволишься из милиции - призовут в армию
9 июня глава МВД Арсен Аваков разразился гневом в адрес добровольческого отряда "Чернигов", где больше двадцати человек отказались идти в зону боя. "Мы сюда шли деньги зарабатывать, а не жизнью рисковать", - процитировал предателей министр. И подытожил: "Все, кто думал "проскочить" и отсидеться, рапорт на стол - увольняйтесь. Всем, кто с честью пройдет испытание, выполняя свой долг, - уважение и перспектива".
Подобная история, оказывается, случилась и в Киевской области. Большинство скороспелых спецназовцев, как и в отряде "Чернигов", послушно стали готовиться к отправке на АТО. Одни с воодушевлением, другие - не очень, но без возражений: долг есть долг. Но были и такие, кто заартачился. Они ведь и вправду зарабатывать шли. Улицы патрулировать - пожалуйста, а под пули лезть - другой вопрос.
- Им тоже заявили: рапорт на увольнение. Парни написали, их данные сразу же передали в военкомат.
- Они сразу получили повестки, - рассказывает Сергей. - Потом снова к нам просились: мы тогда уж лучше с вами. Но обратно не взяли.
Все 100% боевых и патрульных подразделений МВД Арсен Аваков пообещал провести через АТО, дабы проверить на профпригодность, "настоящий дух и патриотизм". Министр обещал - министр делает. Даже больше чем обещал: в горячие точки вмести с патрульными уже отправляются оперуполномоченные, участковые, представители других профессий.
У Сергея, офицера спецназа, неделя на раздумья. Супруга рыдает, просит не ходить на войну.
- Отказаться можно при одном условии - немедленное увольнение. Тогда прощай пенсия, какие-никакие льготы, смутная надежда получить жилье, - делится Сергей с "КП". - Да и призвать меня в армию могут как обычного резервиста. Выбора мало. Родственники давят, предлагают уехать из страны. Но я же военный. Если откажусь ехать, меня не поймут ребята, с которыми много лет служил.
Или патриот, или накажем
Друзья Сергея на АТО уже три недели. Рассказывают, что война кажется бесконечной и непонятной. Угодив туда, не знаешь, когда вернешься назад, и плохо понимаешь, что вообще делаешь.
- Ребятам с первого дня обещают ротацию, но пока это только слова. Все понимают, что если отправили, то это надолго. Уезжают в первую очередь раненые, - продолжает Сергей. - А под Славянском, знаю, был такой случай. Приказали взять блокпост, бой шел четыре часа. С нашей стороны трое раненых, один тяжело. Наконец победа! Не успели закурить, как последовала команда отступать. Только отошли, противник снова занял позицию. Это и мне так придется на месте топтаться?
Роман, оперативник одного из райуправлений столичной милиции, в таком же положении, как Сергей: или на войну, или на гражданку.
- Нас собрали и сообщили: нужно доказывать патриотизм и профессиональность. Зачем такие напыщенные фразы? Я в милиции больше 10 лет прослужил, уже доказал все, что мог, - размышляет Роман. - Война - не моя профессия. А что касается патриотизма, то как-то неловко о нем говорить, когда грозят наказанием.
Опер немного медлит, а потом говорит, будто тайну страшную раскрывает:
- Сам я родом из Луганска. По другую сторону могут оказаться родные, одноклассники. Как я с ними воевать буду? Признался руководству, а в ответ: это твои проблемы.
В зону АТО милиционеров отправляют как в обычную командировку: 30 гривен суточных, на них и живи. Бронежилет - если повезет. Один сотрудник милиции Киевской области поделился, что если новобранцев худо-бедно снабжают формой, то ему пришлось полевой дресс-код покупать за свои личные. Спасибо, по демпингу - за 250 гривен.
Три сценария для мирного времени
По отчету Арсена Авакова, в Украине уже создано 30 спецподразделений МВД общей численностью 5660 человек. Если взять за среднюю зарплату в 4,5 тысячи на бойца, то в целом по стране для содержания отрядов новобранцев требуется 25,5 миллиона гривен. В милицейском бюджете такие средства не предусмотрены. Откуда берутся, можно только догадываться, но понятно, что этот источник конечен.
По мнению доктора юридических наук Олега Мартыненко, когда наступят мирные времена, наспех собранные отряды расформируют.
- Сделают новое штатное расписание и уволят лишних, - считает эксперт-полицеист. - Украина не может быть полицейской державой, реформы направлены на то, чтобы сокращать численность милиции, повышая уровень ее подготовки.
Есть и другое мнение:
- Говорят, что милиция себя скомпрометировала и ее необходимо люстрировать. Вот и заменят старых сотрудников новыми - которые в боевых действиях себя проявили, - говорит полковник Александр Грушный. - Попытаются сделать реформу по типу Грузии. Не важно, что придут непрофессионалы. Главное - патриоты.
Так или иначе, но сокращение наращённых во время АТО милицейских рядов ляжет уже на бюджетный карман и отразится на обществе в целом. Людям, зарабатывающим на войне, непросто интегрироваться в мирную жизнь хотя бы потому, что изменилась психика. Поэтому версия третья: после окончания АТО спецотряды оставят на востоке, чтобы подавлять очаги беспорядков, которые непременно будут возникать. Частично этими людьми попробуют заменить милицию Луганской и Донецкой областей, которая работала на ополченцев. Несогласных с таким вариантом трудоустройства будут увольнять, как сейчас увольняют несогласных идти на войну.