Украинская власть в очередной раз тактично намекнула: революция закончилась и активистам хорошо бы свернуть свой палаточный городок на Крещатике. Желательно без эксцессов. Остается вопрос и с занятыми зданиями: хотя киевскую мэрию майдановцы покинули, по-прежнему не освобождены Октябрьский дворец, Украинский дом. Более того, активисты поселились в гостинице "Днепр", а также превратили в общагу несколько частных ресторанов и магазинов в центре столицы.
Видео Олега Терещенко.
Персонал гостиницы в шоке
Работникам "Днепра" можно вручить орден за мужество. Под стенами этого отеля проходили бои, но двери отеля всегда были открыты. После революции здесь поселился "Правый сектор", а совсем недавно в гостиницу заехали активисты Майдана, которых выдворили из здания КГГА. Персонал от таких постояльцев в шоке.
- Они вломились к нам вечером, в руках биты, прутья, сказали, что будут здесь жить, - рассказывает администратор "Днепра". - Заняли пятый и шестой этажи - это 60 комнат. Сколько их там, не знаю. Мы туда не поднимаемся, опасно.
- А сколько платят?
- Сказали, если будем жаловаться, расплатятся "коктейлями Молотова", - возмущается женщина. - Чтобы не перегружали линию, мы отключили на этаже интернет. Так они по вечерам к нам пьяные заваливаются с жалобами, почему им не предоставляют такие же услуги, как другим гостям. Где интернет, где завтраки?
- В милицию обращались?
- И в милицию, и в ДУСю (Госуправление делами президента, - Прим. ред.), и в мэрию… Молчат, - разводит руками администратор. - Пока там думают, здесь притон устроили.
Верить на слово "КП" не намерена, потому решила узнать всю правду у постояльцев.
Поднимаемся на "майдановский этаж". Вход туда перекрыт кухонным столом. За ним двое парней в кепках. По коридору ходят люди с чайниками и железными кружками. Воздух тяжелый. Напоминает общий вагон поезда.
- Вам чего? - бросает в нашу сторону консьерж в кепке.
- Хотел узнать, кто этаж захватил?
Паренек насторожился.
- Никто не захватывал, здесь живут активисты Майдана, мы воевали! - важно аргументирует. - Нас из КГГА попросили, вот мы сюда и пришли.
- А что за сотня, кто сюда пустил, сколько платите за комнату?
Парень задумался. К нему подошел товарищ.
- Мы Майдан, чего мы должны платить? - возмутился он.
На громкую беседу в коридоре сбежалось человек 10. На этом разговор закончился. Нас с фотографом вытолкали на лестницу, а дверь на этаж заслонили двое парней.
- Уходите отсюда, пока целы, - предупредили.
Мы ушли. На шестой решили не подниматься.
|
Дикие сотни и бизнес на революции
Еще недавно в Украинском доме проводили международные выставки и встречи на самом высоком уровне. Сегодня здание превратили в казарму для батальона "Киев" и "Самообороны Майдана". Для простых смертных вход на объект запрещен.
- Хотелось посмотреть, как живете? - спрашиваю у сотника на входе.
- Территория закрыта, военный секретный объект, - грозно предупреждает мужчина, который назвался Сергеем. - Да и что смотреть? Обычная казарма. После революции многие решили воевать, нужно было жилье для бойцов. Вот нам и отдали Украинский дом.
- А гостиницу "Днепр" тоже вы заполонили? - интересуюсь.
- Побойтесь бога, майдановцы тут ни при чем, - уверяет сотник. - Это люди, которые жили в КГГА. Когда их оттуда выгнали, они пошли в "Днепр". Это даже не активисты, мы их называем "дикими сотнями". Та же ситуация и с Октябрьским дворцом. Если будет команда, сами здания очистим.
По словам Сергея, Майдан после революции разделился на множество частей. Одна трансформируется в такой себе защитный орган, охранную фирму, остальные ищут, чем поживиться.
- Когда столица выбрала мэра, чиновники начали выдавать по 10 тыс. гривен за снос палатки, - продолжает Сергей. - Но это была огромная ошибка. Люди брали деньги, уходили. Но уже вечером ставили новые палатки. Такой вот бизнес. Некоторые требуют квартиры: мол, воевали - значит заработали. Между прочим, вопрос рассматривается. Квартиры не квартиры, но общежитие выделить могут.
|
Живут в индийском ресторане
Пострадали не только государственные здания, но и частный бизнес. Многие киевляне помнят в самом центре столицы индийский ресторанчик "Гималаи", который проработал здесь более 16 лет. С недавних пор заведения больше нет, теперь это база для активистов.
- Когда все началось, количество клиентов сильно упало, - говорит директор "Гималаев" индиец Яшви. - Уже тогда я подумывал о переезде. Но сначала мой ресторан ограбили, а как-то пришел утром, а внутри какие-то люди. Говорят мне: "Ты куда прешь?" Я им: "Это мой ресторан". В общем, мне объяснили, что здесь поселилась революция, а я свободен. Хорошо, что мебель разрешили вывезти, но не всю.
По словам Яшви, столы из его ресторана по сей день стоят по всему Майдану. Претензий предъявить некому.
Сегодня при входе в ресторанчик лежат покрышки и железные щиты. Само здание основательно разбито. Кондиционеры вырваны с мясом, видны голые кирпичи, выбиты стекла, сорваны занавески. В маленьком дворике повсюду мусор. Вход в заведение караулит вооруженный мужчина.
- Это частная территория, - важно отрезал он.
- Но у нас есть разрешение от хозяина, у которого вы ресторан отобрали, так что пропустите, - пытаюсь прорваться. На это секьюрити начал апеллировать выдержками из закона.
- В нашей стране нельзя посягать на частную собственность, - отрапортовал охранник и посоветовал исчезнуть.
Сегодня бизнесмен из Индии открыл новую точку. Но пару недель назад к нему снова заявились сотники. Разговор был коротким.
- Сказали, что возьмут мой ресторан под охрану. За это я должен купить целый список вещей на нужды Майдана. Или платить им фиксированную сумму каждый месяц. Отказался. Меня припугнули "Правым сектором" и ушли. Надеюсь, навсегда.
По словам Яшви, во времена оранжевой революции было туго, но рэкетом никто не занимался. Тогда Яшви регулярно подкармливал Майдан лепешками и чаем.
ОФИЦИАЛЬНО
В милиции "КП" заявили, что никаких заявлений из гостиницы "Днепр" или от людей к ним не поступало.
- Мы не можем реагировать, потому что люди по той или иной причине не пишут заявления, - говорят в МВД.
При этом не официально подтвердили, что проблемы есть. Но люди боятся жаловаться.
- Когда человек приходит в милицию, ты становишься потерпевшим или заявителем. Это значит, что нужно давать свои данные. Люди попросту боятся это делать.
КОММЕНТАРИЙ
"Днепр" мы отремонтируем
Дмитрий, помощник одного из революционных комендантов столичной мэрии Игоря Синченко, рассказал "КП" свое видение событий.
- Убытки в ресторане "Гималаи" совпали с началом Майдана. Наши люди к этому не имеют отношения и там не живут. Другое дело гостиница "Днепр". Наше там присутствие не мешает никому. Мы разговаривали с директором. Он совершенно не против. Мы помогаем им, а они помогают нам. У нас взаимопомощь. Есть договоренность о том, что, когда мы закончим все дела на Майдане, выделим людей, которые будут заниматься ремонтом номеров, после того как там пожил "Правый сектор".
Но почему активисты не живут в палатках, которые стоят на Крещатике? По словам Дмитрия, там нет надлежащих условий. Ведь люди не собираются расходиться, пока ситуация в стране не придет в норму.
- Мы отсюда помогаем нашим на востоке. Если уедем, то не будет даже надежды на то, что есть кому помолиться за наших ребят. Мы собираем деньги, возим продукты и амуницию, - говорит Дмитрий. - Что касается предложений за деньги разойтись по домам - это аморально. На такое никогда не пойдем, не ради этого стояли на Майдане.