26 ноября
Загрузить еще

Пять причин, по которым нам не следует спешить с евроинтеграцией

Пять причин, по которым нам не следует спешить с евроинтеграцией
Фото: Фото: автор.
Пристальный анализ выявляет блок причин, по которым Украине в данный момент предпочтительнее продолжить переговорный процесс, а не довольствоваться тем, что ей диктуют. 
 
1Если не смягчить условия Соглашения об ассоциации, крупные транснациональные корпорации Запада вытеснят с рынка отечественный малый бизнес, что неминуемо приведет к росту безработицы и обострению социально-политического напряжения в обществе.
 
Европейские стандарты в области практики оптово-розничной торговли и отношения к мелкому бизнесу сводятся к тому, что добропорядочного бюргера-лавочника вытесняет сеть транснациональных корпораций, понатыкавшая гипер- и супермаркетов по периметру мало-мальски заметных населенных пунктов. Осчастливленный евроинтеграцией бывший предприниматель в лучшем случае трудоустраивается кассиром/продавцом/охранником/грузчиком/полотером. Например, чешский городок Границе (Hranice) с населением в 19 тыс. жителей обслуживается немецкими сетями Kaufland, Peni, Dm, Lidl, нидерландской Albert, австрийской Billa, французской Intermarshe. Чешских национальных сетей почти нет. Наблюдательными людьми уже выведена формула: один гипермаркет заменяет тысячу мелких предпринимателей. 
 
Также стоит остановиться на весьма распространенном заблуждении: "Европейский крупный бизнес - лучше, чем отечественный!" А вот и нет! Хозяева украинского производства вынуждены заботиться о соблюдении социального баланса - иначе им же придется покрывать расходы на борьбу с выросшей преступностью, социальные пособия безработным и т.д. Иностранному бизнесу это все - индифферентно.
 
2 Если не смягчить условия Соглашения об ассоциации, европейские стандарты аграрного производства и квотная политика в ближайшей перспективе приведут к краху отечественной аграрно-промышленной инфраструктуры.
 
Какой смысл выращивать дешевую и качественную пшеницу, если ее все равно нельзя будет продать? Если не верится, можно поинтересоваться у венгров, как "продразверстка наоборот", осуществленная в соответствии с евростандартами, заставила вырубать токайские виноградники - по мнению страсбургских комиссаров, незачем производить венгерское вино, если есть французское и итальянское.
 
Снятие пошлин на сельскохозяйственную продукцию также не является определяющим для обеспечения приемлемого торгового баланса - большинство квот для украинских аграриев будет сохранено. К примеру, европейские партнеры готовы освободить от пошлин лишь 400 тысяч тонн кукурузы (из нынешних 6 млн тонн на 1,5 млрд долл.) - правда, в течение пяти лет готовы увеличить квоту до 650 тысяч тонн. Иными словами, беспошлинно в Европу будет ввозиться не более 10% от нынешнего объема украинского экспорта кукурузы. 
 
Запрет продажи продукции, выращенной на собственных приусадебных участках, станет весьма болезненной мерой для жителей сел и пригородов. А классические сельхозрынки станут историей. 
 
3 Если не смягчить условия Соглашения об ассоциации, украинский экономический потенциал будет масштабно использоваться для решения проблем Евросоюза, возникших не по вине Украины.
 
Поговорим о долгах - чужих, которые очень даже могут стать нашими. По большому счету, пора понять, что кажущееся благообразие Евросоюза - это не порядок, это высокохудожественное умение вовремя переложить свои проблемы на чужие плечи. Вы хотите подставить свои? Разберем ситуацию на примере долгового кризиса Европы.
Картину наглядно демонстрирует отношение задолженностей к собственному капиталу (Debt to Equity Ratio) нефинансовых корпораций по странам Евросоюза:
 
Португалия 145 %
Италия 135 %
Ирландия 113 %
Греция 218 %
Испания 152 %
Великобритания 89 %
Франция 76 %
Германия 105 %
 
Иными словами, долги корпоративной Европы в полтора-два раза превышают их активы. Человек с минимальным уровнем экономического образования знает, как называется такое положение: потенциальное банкротство! У "классической" Европы уже собственных ресурсов не хватает, и нынче не считают зазорным ни к Норвегии за финансовым ресурсом обратиться, ни у Китая помощь принять.
 
Соответственно, нам на полном серьезе предлагается высокая честь присоединиться к клубу гасителей чужих долгов. Все надо принимать не в формате "до меня не дойдет", а в самом прямом - "когда нашу страну дернет влезть в ЕС, лично мне придется пересесть с личной легковушки на трамвай". 
Евросоюз не заметит мелкий украинский бизнес и уничтожит его. Фото: Рейтер.
 
4 Если не смягчить условия Соглашения об ассоциации, украинская промышленность вскоре будет вынуждена затратить огромные средства на внедрение зачастую излишне жестких технологических стандартов.   
 
Экономических "плюсов" от нынешнего варианта Соглашения об ассоциации немного. Во-первых, украинская экономика должна в максимально сжатые сроки модернизироваться, чтобы стать конкурентоспособной. Это возможно путем введения европейских стандартов качества, энергоэффективности и экологичности, современных методов управления. Во-вторых, украинские экспортеры будут экономить некоторые суммы вследствие уменьшения ввозных пошлин (до 487 млн евро). Однако это не компенсирует:
 
✓ общие потери украинской промышленности от появления на ее рынке дешевых и качественных европейских товаров;
✓ введение со стороны России ограничений для украинской продукции (ожидаемые минимальные потери от санкций - 3 млрд долларов ежегодно);
✓ сохранение торговых барьеров со стороны ЕС для продукции базовых отраслей украинской экономики: металлургии, химии, машиностроения.
 
Несмотря на очевидную привлекательность европейских технологий и стандартов в области производства, Украине необходим достаточно длительный переходный период, в течение которого модернизация производственной инфраструктуры осуществлялась бы не авральными темпами, а пошагово.
 
5 Если не смягчить условия Соглашения об ассоциации, огульное внедрение европейских норм морали и политической практики приведет к росту конфликтных настроений в украинском обществе и вмешательству во внутренние дела нашего государства.
 
О стандартах в области демократии и прав человека Евросоюзу лучше вообще промолчать. Их глашатаи ноют о том, что "за экономические просчеты политики должны нести не криминальную, а сугубо политическую ответственность". В смысле, ОНИ наворуют, а в качестве наказания их на следующие выборы сделают не властью, а "всего лишь" оппозицией? 
 
Очевидно, что указывать нам, украинцам, кого допускать к выборам, а кого - нет, не совсем корректно. Мы же не диктуем Франции требование в обязательном порядке выставить на президентских выборах кандидатуру Доминика Стросс-Кана, не так ли? Не нравится параллель? Согласен, не совсем корректно: со Стросс-Кана все обвинения сняты, а вот относительно Юлии Тимошенко доказательная база никуда не испарилась - в отличие от денег на борьбу с вредными испарениями, полученными в рамках Киотского протокола. Опять же, Германия, к примеру, жутко бы удивилась, если бы из Таможенного союза поступила рекомендация вернуть любителя халявных кредитов Кристиана Вульфа на пост бундеспрезидента.
 
Возможно, я прослыву ксенофобом, но выскажу уверенность, что "радужная толерантность" норм новой европейской морали находится в резком диссонансе с менталитетом среднестатистического украинца. Ну не готово еще наше общество к тому, чтобы отдавать детей в школы, где преподают напирающие на свою ориентацию гомосексуалисты, лесбиянки или педофилы! Ну не можем мы огульно одобрить усыновление украинских детей однополыми "семьями"! Характерно, что украинскую традиционную ментальность одобряют в любом сегменте украинского политикума - как во властном, так и в оппозиционном. 
 
Если отвлечься от красочных проспектов и огней рекламы старушки Европы и проанализировать ситуацию хотя бы на уровне сравнения основных акцентов зарубежной прессы и воспоминаний об экономических пертурбациях в Восточной Европе за крайние несколько лет, то становится очевидным: курс на разумную, осмысленную, пошаговую евроинтеграцию является единственно верным - с точки зрения национальных интересов Украины.