Чем ближе весна, тем актуальнее тема внешнего независимого оценивания знаний выпускников школ (ВНО). Нервничают родители и сами школьники, которым предстоит поступать в вуз, переживают учителя - справятся ли дети? Какие новшества ждут тестирование в этом году?
На днях под куполом Верховной Рады родилось предложение провести парламентские слушания по поводу ВНО. Реакция депутатов была чрезвычайно бурной, что свидетельствует о болезненности темы - накопился целый ряд вопросов, которые требуют скорейшего обсуждения.
Мы решили расспросить о тестировании вице-спикера Верховной Рады Игоря Калетника, который считает, что саму систему необходимо реформировать.
ОЦЕНИВАНИЕ ВНЕ ЗАКОНА
- Игорь Григорьевич, зачем понадобилось обсуждать тему ВНО в парламенте - не лучше ли оставить все, как было?
- Первый аргумент в пользу такого диалога - то, что оценивание до сих пор находится вне законодательного поля. Оно попросту не предусмотрено законами Украины, которые регламентируют среднее и высшее образование.
- Но ведь его проект разрабатывали еще в 2003 году, а ввели в 2008-м…
- Существуют многочисленные акты, постановления, приказы Минобразования, которые регулируют проведение ВНО. Но они не являются последовательными, к тому же часто противоречат друг другу. Даже сам сертификат о прохождении ВНО не имеет определенного официального статуса!
- И почему почти за пять лет существования вопрос до сих пор не урегулирован?
- Мы искусственно скопировали метод оценивания из западной системы образования. При этом коренным образом не изменили ни систему преподавания в школе, ни менталитет учащихся. Понятно, что отменить ВНО полностью - бессмысленно. Его нужно, в первую очередь, улучшать, как и систему образования в целом. Именно об этом мы и говорили, и это возможно сделать в стенах Верховной Рады.
- Какое же, на ваш взгляд, самое уязвимое место в тестировании?
- В том виде, в котором оно существует сегодня, - это его бюрократическое излишество. Учреждение, где работают более тысячи сотрудников, начинает работать "на себя". Для него нужны штаты, руководители, заместители, региональные центры (со своими рабочими и руководителями), помещения, транспорт, связь и т.д. Словом, необходимо очень большое финансирование, которое ложится обузой на государственный бюджет. Как следствие - учреждение создает себе собственную внутреннюю работу, не нужную для цели, ради которой оно создавалось.
ОСОБЫЕ КОМНАТЫ
- Сколько бюджетных денег "съедает" сегодня Украинский центр оценивания качества образования?
- Там уже заявили, что из-за увеличения количества выпускников в 2013 году для проведения ВНО не хватает около 40 миллионов гривен - это в дополнение к 113 миллионам, что уже заложены в бюджет. К тому же ставится вопрос об увеличении зарплаты работникам Центра. А еще просят выделить 17,5 миллиона на завершение строительства отдельного здания…
- Очевидно, это не последние траты, на которые придется пойти ради работы Центра?
- Продолжать можно и дальше: построят здание - понадобится новый штат рабочих, штат вспомогательного персонала, транспорт, мебель, оборудование - серверы, компьютеры, оргтехника, расходные материалы и т. д.
Причем приверженцы идеи необходимости подобного учреждения найдут сотни причин, чтобы доказать свою пользу: без них остановится образование, все поглотит коррупция и так далее.
- Насколько, к слову, этот орган эффективен в борьбе с коррупцией среди поступающих?
- Назвать оценивание свободным от коррупции, увы, нельзя. Откуда берутся особые комнаты для тестирования в особых случаях для особых выпускников? А лояльное отношение инструкторов к злоупотреблениям участников ВНО?
А то, что такие случаи не единичны, демонстрируют и социологические данные. Треть людей не уверены, что тестирование проходит честно. Это - данные фонда "Демократические инициативы". Еще треть людей жалуются на несовершенство вопросов в тестах. А почти 40 процентов признали, что выпускники школ недостаточно подготовлены к ВНО.
"ЗАУЧИТЬ НАИЗУСТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ЗНАТЬ"
- Интересна еще и материальная сторона вопроса, ведь оценивание утяжеляет и семейный бюджет?
- На первый взгляд, расходы незначительны. Но родители все равно вынуждены будут выложить не одну сотню гривен, чтобы нынешний одиннадцатиклассник стал абитуриентом.
Платные пробные тестирования - в этом году почти 90 гривен за один предмет, продажа сборников и пособий, расходы на поездки из глубинки в центры прохождения тестирования и т.п. Не является ли это "ненавязчивым" финансовым оброком для семьи выпускников? Пусть он по объемам уменьшился и якобы уравнял возможности бедных с богатыми - зато стал тотальным.
- Не превратилось ли ВНО, таким образом, в профанацию - пару последних лет школьники "костьми ложатся", лишь бы сдать тесты, что сказывается на усвоении обычного материала?
- Да, тесты становятся не инструментом оценки, а формируют, или лучше сказать, деформируют базовые образовательные установки. Вы правы, старшеклассники фактически перестают учиться и переходят на механическое натаскивание по тестам. Вероятно, сами создатели и идеологи ВНО не знают, что они хотят сформировать у учащихся: то ли знания, то ли навыки, то ли умения.
Впоследствии студенты с высокими баллами ВНО часто оказываются неспособными "грызть гранит" высшего образования. Заучить наизусть - не значит знать. А простое угадывание ответов отнюдь не развивает логический склад ума или творческий подход, умение убеждать или отстаивать собственную точку зрения, например, у будущего адвоката или журналиста.
- Но есть же и положительные стороны?
- Можно согласиться, что введение ВНО частично разрубило гордиев узел коррупции. Но почему-то даже не рассматривались альтернативные варианты усовершенствования системы вступительных экзаменов.
Наша традиционная организация образования - один из немногих мощных бастионов, которые все еще держатся. Позаимствовав систему тестирования на Западе, мы все же должны "і свого не цуратись", адаптировать систему к своим традициям.
В НОВЫЙ ЗАКОН МОГУТ ВНЕСТИ ТРИ УРОВНЯ ЭКЗАМЕНОВ
- Какова при этом роль школ?
- Им необходимо сосредоточить внимание на том, чтобы помочь детям определиться с будущей профессией. Посоветовать и дать ученикам максимально полные знания, которые впоследствии позволят абитуриентам успешно сдавать хоть экзамены, хоть ВНО по выбранной профессии. А пока, к сожалению, мы видим, что абитуриент, получив результаты тестирования, поступает в любой вуз на несколько специальностей сразу - лишь бы взяли.
- То есть мотивация абитуриентов фактически сводится к нулю?
- В конечном итоге большинство выпускников работает не по специальности. То есть имеем хорошее начало с плохим концом.
ВНО должно выполнять функцию "среза знаний" школьной программы, а отнюдь не оценивать уровень подготовки абитуриентов. Поэтому тесты в форме внешнего независимого тестирования должны иметь влияние только на часть оценки, из которой формируется вступительный балл абитуриента.
- Как можно изменить ситуацию?
- Например, ввести трехуровневое поступление в вузы. На первом этапе выпускники сдают ВНО по базовым предметам, но не более двух-трех. На втором этапе письменный экзамен при вузе. Ведь абитуриент должен для себя определить будущую специальность заранее, а не одновременно хотеть быть химиком и филологом. И третий этап - сдача одного устного экзамена комиссии при высшем учебном заведении. Его можно будет заменить (по разрешению вуза) на собеседование. Это в основном касается творческих специальностей. И именно этот этап поступления в вузы должен иметь наибольшее значение. Плюс дополнительно необходимо рассмотреть возможность того, чтобы экзаменационные комнаты были оборудованы камерами видеонаблюдения. Чтобы и родители, и другие поступающие могли видеть в Интернете, насколько прозрачно проходит сам экзамен.
Таким образом, можно проводить внешнее тестирование, существенно не изменяя установленных правил, но при этом не напрягая абитуриентов ненужной зубрежкой. Можно оценить их настоящий творческий потенциал, способность излагать мысли. А устное собеседование поможет выявить психологические и личностные качества абитуриента.
В конечном итоге поступившие предложения нам необходимо зафиксировать в законопроекте о высшем образовании и на этом - завершить политические спекуляции на теме ВНО.