Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
10 мая
Загрузить еще

Президенту не понравился закон о суррогатном материнстве

Этот закон имеет непростую судьбу. Еще в марте прошлого года его принятие инициировали депутаты Верховной Рады Катерина Лукьянова и Юлия Ковалевская. Их возмутили случаи нелегальной переправки за границу детей, рожденных суррогатными мамами. Но последней каплей в чаше терпения стала 65-летняя черниговка, родившая с помощью ЭКО себе дочку.

Когда законопроект пошел в народ, первыми за голову схватились именно те, кто с репродуктивными технологиями работает. Мол, зачем же изобретать велосипед, если есть опыт Европы, где законы грамотно сформулированы и работают как часы? Но поскольку у нас обычно своя дорога, то брать на вооружение иностранный опыт отказались. Часть замечаний учли, часть проигнорировали, и уже 16 октября этого года ВР проголосовала "за".

Фото: Thinkstock.

На первый взгляд закон выглядел полноценно. Так, решили, что ЭКО может воспользоваться женщина не старше 51 года. Но и это не окончательный вердикт, комиссия Минздрава могла принять иное решение. Иностранцам позволили обращаться в наши репродуктивные клиники и пользоваться услугами суррогатных мам.

Между тем юристы оптимизма обывателей не разделяли. 

- Да, в законе есть большой плюс: четко прописано, что сурмама прав на рожденного ребенка не имеет, - анализирует юрист, эксперт по медицинскому праву Елена Беденко-Зваридчук. - Но минус в том, что пары, где бесплодны и муж и жена, не смогут родить ребенка даже при помощи сурмамы. Так как прописана обязательность генетического родства ребенка хотя бы с одним из родителей.

Специалисты полагают, что эта норма включена в закон не случайно, а для стимулирования усыновления. Ведь пары, где бесплодны оба родителя, оказываются перед непростым выбором - остаться бездетными либо усыновить сироту. 

- С введением закона возможны коррупционные схемы: за большие деньги будут проводить двойную донацию, - считает Елена Беденко-Зваридчук. - Это получение чужих половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток). Получается, что не способная к репродукции пара, заказавшая суррогатную программу, должна купить половые клетки из-за отсутствия собственных. Однако доноров, особенно женщин, мало. Потому что для забора яйцеклеток производят гормональную стимуляцию, что все же сказывается на здоровье женщины-донора. Наши клиники предлагали потенциальным суррогатным мамам выступить и донором яйцеклеток для применения в суррогатной программе. Это решает сразу несколько проблем и увеличивает шанс беременности! Однако схема наказуема, ведь происходит передача ребенка паре от генетической матери. По сути - продажа ребенка. Так что спекуляция с донацией яйцеклеток, несомненно, останется. Но к ней прибавится махинация с поиском второго донора для бесплодных супружеских пар. 

Печально, что закон ветирован формально, по юридическим причинам (нормативная база не приведена к единому знаменателю), отмечают эксперты. Не решается вопрос по сути. Проблемы по применению суррогатной программы для иностранцев и невозможностью двойной донации остаются.