Загрузить еще

Ректор Киевского национального лингвистического университета Роман Васько: "Если не модернизировать образование - мы можем опоздать навсегда"

Ректор Киевского национального лингвистического университета Роман Васько:
Фото: Роман Васько: - Начинать повышение уровня образования в стране нужно с пересмотра подхода к его финансированию. Фото Олега Терещенко.

"Главная цель образования - дать высокооплачиваемую работу молодежи"

- Роман Владимирович, меня зовут Катерина, я мама двух школьников. Не раз слышала, что уровень подготовки в наших школах снизился. Вы с этим согласны?

- Как это ни прискорбно признавать, снижение уровня происходит уже на протяжении более 20 лет. Первая и самая главная причина тому - проблемы с рациональным финансированием системы школьного образования. В кабинетах физики, математики, географии, биологии нет современного оборудования, не хватает реактивов, микроскопов для биологии, компьютеров. А в целом обеспечение школ оборудованием находится на уровне 70-80-х годов прошлого века. Как результат - в XXI веке наши учителя вынуждены учить детей методами середины XX. 

В ситуации, когда государство не дает школам средств на приобретение нового оборудования, они вынуждены просить об этом родителей. Те в свою очередь вынуждены идти на такие шаги, поскольку хотят, чтобы их дети получили хорошее образование. Это недопустимо! Ведь сейчас перед страной стоят новые вызовы. 

Мы можем опоздать навсегда и уже никогда не стать одной из стран-лидеров, хотя у нас еще есть возможности для этого. Простой пример: Украина в советские времена не была самостоятельным государством, но тогда она дала миру нескольких нобелевских лауреатов. И я уверен, что сейчас в украинских школах уже учатся несколько будущих обладателей этой награды. Но если мы не обратим внимания на решение проблем материально-технической базы, мы рискуем потерять качественное образование навсегда.

- Как вы думаете, можно ли повысить уровень образования в стране?

- Можно. Необходимо изменить подход к его финансированию. Кабинеты научных дисциплин, иностранных языков в школах должны быть оборудованы по последнему слову техники. Все украинские школы должны быть подключены к Интернету и активно использовать его в учебном процессе. Наши классы должны стать классами ХХІ века, оборудованными интерактивными досками, планшетами, мультимедиа. Не надо забывать и о том, что школа должна быть "здоровой": удобная мебель, современные спортивные залы, медицинский контроль и профилактика, снижение заболеваемости школьников с 30 до 5%. Каждый ученик должен изучать два иностранных языка, поскольку сегодня в условиях глобализации - это требование времени. 

Вторая проблема - кроме обеспечения школ современной техникой необходимо вернуть туда квалифицированных учителей. Сегодня никто не хочет идти работать учителем в школе. Зарплата начинающего педагога - 1387 гривен. Выпускник педуниверситета областного центра или столицы не хочет ехать в село или небольшой город на периферии. Там нет инфраструктуры, жилья. Такая зарплата не позволит ему приобрести необходимую литературу, чтобы быть на уровне, развиваться, повышать квалификацию. 

Ведь только обеспеченные учителя, которые будут развиваться в своей профессии, обеспечат более высокий уровень преподавания. Сегодня у нас еще есть энтузиасты, талантливые люди, преданные своей профессии. Но через несколько лет и эта преданность улетучится. Поэтому ситуацию нужно исправлять немедленно!

Необходимо поднять престиж работы учителя. В связи с этим одним из первых шагов команды партии Наталии Королевской "Украина - Вперед!" будет повышение зарплаты учителям. Мы хотим, чтобы минимальная зарплата учителя была не ниже, а в два раза выше средней по промышленности, то есть около 7 тыс. грн. Это поможет привлечь молодых талантливых людей в школы. Будут прекрасные преподаватели - будут прекрасные ученики, знания и хорошая подготовка. И наши выпускники будут на одном уровне с европейскими сверстниками.  

"Государство и бизнес должны быть заинтересованы в кадрах"

- Меня зовут Наталья, я из Киева. От советского образования мы вроде ушли. А как теперь выйти на европейский уровень?

- Современный мир очень быстро меняется! Украина пыталась реформировать советскую систему именно для того, чтобы отвечать на эти новые вызовы. Но мы столкнулись с новыми трудностями. Сейчас в нашей стране около 80% выпускников школ поступают в вузы, во время Советского Союза этот показатель составлял лишь 20-21%. Из-за того, что большинство выпускников идут в университеты, система профессионально-технического образования приходит в упадок. Попробуйте сейчас найти хорошего квалифицированного токаря, сварщика! Эти профессии востребованы на Западе, но не у нас. И эти люди ищут работу за рубежом, уезжают, что тоже очень печально.

- Что делать, чтобы наши техникумы, ПТУ не вымерли окончательно?

- С одной стороны, сегодня по сравнению с советскими временами существенно сократилось производство. И уже есть несоответствие запросов рынка труда и существующей сети ПТУ и техникумов. С другой стороны, молодого специалиста, выпускника ПТУ или техникума работодатель неохотно берет на работу, потому что молодой специалист у нас пользуется определенными правами. И лучше работодатель возьмет немолодого работника, чтобы не брать на себя обязательств - предоставить ему жилье, например. Бизнес не заинтересован в инвестициях в персонал. Но все может измениться, если государство будет предоставлять определенные налоговые льготы предприятиям. Мы уже подготовили соответствующий законопроект и будем настаивать на его принятии.

- То есть нужно пересмотреть правила игры?

- Конечно. Есть научно-техническая интеллигенция, и есть среднее звено - выпускники ПТУ и техникумов. Без них не может быть производства. Поэтому государство, обучая студентов, должно позаботиться о том, чтобы они не уходили из той сферы, по которой получили образование. И тут нужно партнерство с бизнесом, который должен быть заинтересован привлечь самых талантливых выпускников. 

Токарь 6-го разряда на высокотехнологическом производстве в советское время получал 500-600 рублей. В те времена это была зарплата доктора наук, заведующего кафедрой! Сейчас токарь 6-го разряда получает гораздо меньше. И вы его еще найдите - многие работают за пределами нашей страны и уже никогда не вернутся. Партия "Украина - Вперед!" ставит перед собой цель - обеспечить квалифицированным специалистам условия труда в Украине: достойную зарплату, обязательный социальный пакет.

"Начинать нужно с дошкольного образования"

- Меня зовут Татьяна. Вы идете в политику в списке партии Наталии Королевской. Какие, по вашему мнению, нужны реформы в образовании?

- В программе партии Наталии Королевской предусмотрены несколько стратегических направлений: развитие экономики, медицины и образования. Это три кита, от которых зависит будущее нашей страны.

Системе образования реформы нужны, причем начиная с дошкольных учреждений. Имеет ли ребенок, родившийся в семье с невысоким достатком, в селе, равные стартовые возможности со сверстником из Киева, Одессы или Львова? Нет. Более того, с 1991 года из 25 тыс. детсадов осталось 15 тыс., а количество мест в них сократилось на миллион. Сегодня в детские сады ходит только 57% детей, а в селах - вообще только треть детей. Мы должны восстановить сеть дошкольных учреждений, чтобы каждый ребенок имел равные стартовые возможности. Ведь доступное и качественное образование - это успешный старт в жизни. 

- В образовании реформы непопулярны…

- Никто не спорит с тем, что образование - очень консервативная сфера. Но сегодня от ее состояния и развития зависит будущее страны, вопрос ее успешности или неуспешности. Поэтому мы должны обеспечить достойную зарплату тем, кто обучает. В нашем университете, например, мы доплачиваем 50% к окладу, но не все университеты это делают. У учителей и преподавателей должна быть достойная зарплата! Во-вторых, необходимо сократить количество университетов низкого качества, переведя студентов в другие вузы. И хотя это вызовет много недовольства, на этот шаг необходимо пойти.

Через "Комсомолку" ректор КНЛУ поздравил преподавателей Украины с профессиональным праздником. Фото Олега Терещенко. 

"В вузы должны попадать самые талантливые"

- Я читала, что сегодня знание английского языка не является преимуществом - оно должно быть просто по умолчанию! А насколько сегодня выпускники школ им владеют?

- Чтобы знать язык, нужно владеть четырьмя основными видами речевой деятельности - чтение, общение, аудирование и письмо. Общение и аудирование - это первичные виды, а на ВНО оцениваются вторичные - чтение и письмо. В результате получаем неполноценное тестирование. Эта проблема опять-таки упирается в финансирование. По всей Украине провести тесты по аудированию и общению - очень дорого. Но в нашем университете мы смогли наладить качественно другой подход. И если абитуриент приходит к нам и продолжает учиться, как в школе, то зимняя сессия - это гарантированная неудовлетворительная оценка, и если он не подготовится к пересдаче, мы с ним прощаемся.

- Меня зовут Ирина. Моим детям поступать в вуз через несколько лет! Что бы вы изменили в системе поступления?

- Если мы хотим, чтобы пришли самые талантливые, нужно проводить соответствующие конкурсы. Мы ввели независимое тестирование, преодолели коррупцию… Но, наблюдая за вступительной кампанией в нашем и других вузах, сталкиваюсь с ситуацией, когда абитуриент подает документы и к нам, и в медицинский институт, и в экономический, и в аграрный. Для многих не важно, какую профессию выбрать, в какой университет поступать, главное - на бюджет, а если не получается, то на платную форму обучения, где дешевле. 

Профориентации сегодня практически нет! Государство разрешило подавать документы в пять университетов на три направления подготовки. Я считаю, что в таком случае, для того чтобы отобрать лучших, профильные тестирования должен проводить сам университет. Проводится же в творческих вузах тестирование, чтобы отобрать самых талантливых? А что, не нужны талантливые инженеры-конструкторы, физики, химики, микробиологи, генетики? А ведь это основа экономики, основа мощи страны, и к отбору на эти специальности надо отнестись максимально серьезно.

"С первым рабочим местом должно помогать государство"

- Меня зовут Ольга. Недавно видела в Интернете споры о том, каким должен быть госзаказ в Украине. Какое ваше мнение на этот счет?

- В этом году больше мест госзаказа было выделено на физико-технические специальности, технологические, уменьшен госзаказ на гуманитарные специальности. Такое перераспределение госзаказа я считаю правильным. В нашей стране существенное "перепроизводство" юристов, экономистов, международников… 

В мире нет столько стран, чтобы обеспечить работой всех выпускников факультета международных отношений! Но проблема еще и в том, что выпускник университета, специалист по физике или компьютерным технологиям, биологии или генетике не может найти работу в нашей стране. И, к сожалению, многие квалифицированные специалисты вынуждены искать работу за рубежом. Их с удовольствием берут, потому что у нас очень хорошие традиции, научные школы.

Поэтому я считаю, что первое рабочее место должно быть гарантировано государством. Но оно должно обеспечить достойную зарплату высококвалифицированным специалистам. А получается, что нашим выпускникам выдают дипломы, которые не подтверждают тот уровень знаний, которые должны давать университеты.

Наша политическая сила предлагает немедленно разработать программу стратегического развития страны, в первую очередь - в тех сферах, где Украина держит передовые позиции в мире, а это физико-технические направления. В нашей стране строят и ракеты, и самолеты, и корабли. Важно, чтобы мы не потеряли сейчас школу, возможности. Пока мы на высоте, но пройдут 2-3 года, и если мы скатимся, то никогда уже не сможем догнать передовые страны и войти в научно-техническую кооперацию. После принятия такой программы стратегического развития выпускники университетов будут устраиваться на предприятия и получать первое рабочее место.

- Как это сделать на практике?

- Студент учился на бюджете, закончил университет. Не имея первого рабочего места, он будет искать работу в другой сфере, где его знания понадобятся. Если понадобятся! А если нет, то будет искать другую профессию. Вопрос: у нас что, настолько богатое государство, чтобы тратить деньги на специалиста, который никогда не будет востребован? Нет, конечно же. В этой ситуации должно быть заинтересовано государство, бизнес, производство. 

Опять же авиационный завод или ракетный завод уже со 2-3-го курса присматриваются к студентам, и тех, кого хотят взять на работу, берут к себе на практику. Окончив университет, студент приходит к ним и успешно работает. Мне кажется, если об этом будет заботиться только государство, то это неправильный подход. Должны быть заинтересованы и бизнес, и высокотехнологическое производство, и государство. Образованная нация - это будущее страны, капитал, который на ближайшие 25-30 лет будет составлять основу промышленного, интеллектуального, культурного потенциала нашей страны.

Украина рискует потерять качественное образование навсегда. Избежать этой перспективы помогут только продуманные реформы. Именно такие, по мнению Васько, готова проводить партия Наталии Королевской "Украина - Вперед!". Фото Олега Терещенко. 

"Оптимизировать сеть вузов"

- Меня зовут Зинаида. Украинские специалисты едут за рубеж, но там не могут доказать свою квалификацию - дипломы не признают. Почему? Как это исправить?

- При получении специальности в вузе в учебном плане есть базовый компонент дисциплины, а в нашей стране есть еще нормативный компонент - перечень дисциплин, которые обязательны к изучению в университете. И эти учебные планы не совпадают с университетскими планами в других странах. Это первый момент.

Второе. Отечественные вузы, учитывая спрос на высшее образование, открывают все новые и новые направления подготовки. Вот как может технический вуз подготовить качественных специалистов в области экономики или журналистики? Поэтому вполне закономерно, что в других странах такие дипломы не признают. 

- Как разрешить эту ситуацию?

- Нужно оптимизировать сеть высших учебных заведений в нашей стране. При создании стратегической программы развития страны, о которой я упоминал, нужно делать акцент на научно-технологическую, физико-техническую области, в которых Украина еще занимает передовые позиции в мировой науке. И создать на базе крупнейших университетов центры по подготовке специалистов. Конечно, в этом должны быть заинтересованы и государство, и предприятия, и частные предприниматели. То есть это целый комплекс вопросов.

Помимо этого, важный вопрос финансирования образования в целом. В нашей стране в год на одного учащегося тратится 75 долларов США, в России - 125 долларов. Во Франции - почти 2700 долларов США в год, эта страна занимает лидирующие позиции в Европе по инвестициям в систему образования. Конечно, инвестиции не окупаются мгновенно, ведь для подготовки одного специалиста необходимо не менее 5 лет.

Мы должны понимать, что сегодня нет украинской, российской или какой-то другой науки. Она глобализирована. И Украина в этом ряду может занимать достойное место, поскольку у нас есть мировые центры науки, просто им не хватает финансирования и внимания государства.