Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

Медведчук: "С Днем Независимости, товарищи, или, может, пора подумать о стране? "

Медведчук:
Фото: Виктор Медведчук считает, что для Украины поучительным является опыт Казахстана.

Все будет, как всегда, чрезвычайно чинно и благопристойно. Речи на тему "24 августа 1991 года обрела жизнь вековечная мечта нашего свободолюбивого народа" сменят с душой исполненные этнографические песнопения, лихо ударят бандуристы, их, в свою очередь, потеснит хор, который елейными голосами обратится  к вышним  силам с деловым предложением "Всі свої ласки-щедроти Ти на люд наш зверни. Дай йому волю, дай йому долю" и т.д., а руководители государства вместе с "ассистентами в национальных костюмах" возложат цветы к памятникам национальным пророкам и будителям.   

Только вот, если говорить правду, праздновать-то нам особенно нечего.

Сегодня любой мало-мальски совестливый представитель политического класса Украины, принадлежит ли он к лагерю власти или же оппозиции, вынужден будет признать: более чем двадцатилетний период независимого развития страны обернулся тяжким социально-экономическим провалом. Сейчас я не собираюсь выяснять ни "кто виноват", ни "что делать". Но все-таки полагаю: нам будет поучительно сопоставить собственные показатели развития со странами, обладавшими на 1991 год сходным потенциалом.

Итак, как известно, к ряду экономически наиболее развитых и близких по темпам роста республик Советского Союза относились Российская Федерация, Украина, Казахстан и Беларусь. На сегодняшний день ВВП на душу населения по пересчету покупательной способности в РФ составляет $17 150, в Казахстане $14 040, в Беларуси $14 994. Эти данные сопоставимы с состоянием дел в небогатых странах ЕС (Чехия - $21 290, Болгария - $13 520, Венгрия - $20 090, Латвия - $16 360, Румыния - $12 760), поддерживаемых за счет фондов, которые формируются "старой Европой".

Что же касается Украины, то у нее соответствующий показатель составляет $7650, что близко к уровню ряда наиболее развитых стран Африканского континента (Египет - $6130, Алжир - $9020, Марокко - $5070).      

Более чем поучительны для нас показатели Казахстана (РК). Эта страна, напомню, относится к числу наиболее важных торговых партнеров Украины. Объемы экспорта украинских товаров в РК превосходят аналогичные показатели по Германии в 1,3 раза, по Франции - в 8 раз, по Румынии - в 5,5 раза. Напомню также, что территория Северного Казахстана представляет собою часть так называемого "Серого клина" (или же "Серой Украины") - земель, на которые с конца XIX ст. и особенно со времени прокладки Транссибирской железной дороги переселились сотни тысяч левобережных украинцев. 

Я чрезвычайно далек от того, чтобы петь оды официальной Астане. В Казахстане немало собственных очень непростых социальных и политических проблем, и трагические события Жанаозена являются подтверждением этого. Однако есть факты, которые нельзя игнорировать.

К примеру, Казахстан является первым из государств бывшего СССР, которое превысило уровень экономического развития 1990 года, в то время как наша страна, к несчастью, до сих пор топчется на показателе 72% от уровня 1990 года. (Помимо Украины из постсоветских стран физического объема ВВП последних лет существования их в качестве союзных республик не достигли также Молдова, Таджикистан и Грузия). Среднемесячная заработная плата в Казахстане по итогам 2011 года составила $805 (в России - $1100, в Украине - $330). За период независимости РК привлекла иностранных инвестиций на $130 миллиардов. Безработица находится на уровне 5%.

Можно сказать, что в экономическом развитии Казахстан занял примерно то место, на которое вправе была рассчитывать Украина, учитывая ее значительные ресурсы, технологические возможности, образовательную подготовку и квалификацию кадров. Однако мы, по большому счету, предпочли проедать советское наследие, стремясь получить максимальные и быстрые прибыли за счет тех секторов, которые можно было эксплуатировать без дополнительных вложений и усилий. Попутно Украина избавилась от значительной части технологического потенциала, сосредоточенного в перерабатывающих секторах промышленности. В результате мы стали свидетелями примитивизации, деградации и архаизации структуры всего общества, когда сотни тысяч вчерашних конструкторов и высококвалифицированных рабочих отправились пополнять стройные ряды рыночных торговцев или в самом лучшем случае превратились в наладчиков импортного оборудования.  

Иной путь избрала Астана. Конечно, РК вряд ли бы достигла достаточно заметных успехов, если бы не мощный сырьевой сектор. На ее территории находится более двухсот нефтяных и газовых месторождений. Однако бросается в глаза иное: власти Казахстана постоянно озабочены проблемой диверсификации экономики, надеясь поскорее соскочить с нефтегазовой "иглы". 

Стратегической целью Казахстана (сформулированной Назарбаевым и поддержанной национальными бизнес-элитами) объявлена ускоренная модернизация. Такой стратегический курс предполагает приоритетное развитие перерабатывающей промышленности по сравнению с горнодобывающей. Основная задача очевидна - стать промышленно развитой страной, а не сырьевым придатком. Данные за 2009-2010 годы свидетельствуют о том, что опережающий рост в Казахстане обеспечивался прежде всего перерабатывающим сектором (18,8% против 5,7% в добывающей промышленности). Причем в машиностроении рост в эти годы составил 19,6%. 

Более того, Астана объявила о программе новой масштабной индустриализации. В ее рамках государство берет на себя обязательства через налоги, лицензионное регулирование и создание инфраструктуры поддерживать бизнес, который принимает на себя обязательства создавать новые мощности и рабочие места в реальном секторе. Приоритет отдается конкурентоспособным и высокотехнологическим проектам, однако на этом этапе государство не скрывает и своего протекционизма: отечественные производители располагают правом на получение государственных заказов в первую очередь. 

Достижению целей модернизации, диверсификации и реиндустриализации подчинена и внешняя политика Астаны. Отсюда становится понятной та решительная настойчивость, с которой Казахстан все время лоббировал проекты евразийской экономической интеграции. Более того, именно Назарбаев был ее инициатором, выступив в 1994 году с лекцией в МГУ. В те времена подобные идеи казались едва ли не пустым политическим прожектерством и не находили какого-либо серьезного отклика. Однако постепенно евразийские интеграционные планы стали обретать "плоть и кровь", заставляя относиться к ним всерьез, особенно когда с 1 января 2010 года с введением единого таможенного тарифа в полную силу заработал Таможенный союз, а с 1 января этого года оформилось Единое экономическое пространство. Интерес Астаны здесь очевиден: сотрудничество на евразийском направлении позволяет продвигать продукцию реального сектора с высокой добавленной стоимостью и развивать высокотехнологические направления. 

С момента создания Таможенного союза в 2010 г. товарооборот между Россией, Беларусью и Казахстаном растет темпами 40%-ного ежегодного прироста. С Россией у Казахстана достигнут пик годового товарооборота - $24 млрд. Анализ, проведенный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, оценивает суммарный эффект за 5 лет таких интеграционных процессов для стран ТС в 400 млрд долларов. В перспективе - до 2030 г. - дополнительный ежегодный прирост ВВП составит, согласно этой оценке, для России - 75 млрд долл. (в ценах 2010 г.), для Казахстана - 13 млрд долл., для Беларуси - 14 млрд долл.

На последнем съезде правящей партии президент Назарбаев заявил: "Таможенный союз с участием России, Казахстана и Беларуси открыл нам рынок с населением около 170 миллионов человек и суммарным ВВП в объеме 1,4 триллиона долларов". 

Приведу еще одну цитату Назарбаева. На этот раз из его статьи "Евразийский союз: От идеи к истории будущего", которая, полагаю, отвечает и на вопросы многих украинцев: "Евразийский союз я изначально видел как объединение государств на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ. …Я предлагал создать наднациональные органы Евразийского союза, которые бы действовали на основе консенсуса, с учетом интересов каждой страны-участницы, обладали четкими и реальными полномочиями. Но это никоим образом не предполагает передачу политического суверенитета. Это аксиома". 

Не хотелось бы, конечно, создавать ложное впечатление, что все здесь обстоит совершенно гладко и без своих проблем. Сотрудничество в рамках ТС и ЕЭП сталкивается и со своими трудностями. У Казахстана в рамках Таможенного союза есть определенные финансовые потери в связи унификацией внешних тарифов. 

Однако не это представляется определяющим. Главное - это общий совокупный экономический эффект для Казахстана от взаимодействия с Россией и Беларусью, который далее будет возрастать. Кроме того, единый евразийский рынок позволяет тому же Казахстану продвигать свою технологическую продукцию, а это является важнейшим условиям диверсификации. 

Сегодня Украина нуждается в широкой модернизации производства и обеспечении ускоренного развития машиностроения, которое уже сократилось до 6% в общем национальном продукте. Мы, как и Казахстан, не видим реальной возможности обеспечения такого промышленного роста вне интеграционных процессов по направлению Таможенный союз - Единое экономическое пространство, понимая все сложности этого пути. Украина перед вступлением в Таможенный союз обязана провести всю необходимую экономическую и дипломатическую работу для обеспечения максимальной защиты национальных интересов в рамках именно взаимовыгодного многостороннего сотрудничества. Более того, такая работа не может носить единоразовый характер, а должна проводиться постоянно. Только так мы сможем обеспечить выполнение наших стратегических задач, и интеграционный процесс - только один, но необходимый и очень важный инструмент их реализации. Иного интеграционного проекта у нас к тому же просто нет. ЕС старательно держит свои двери закрытыми, а ссылки на "отсутствие реформ" выглядят столь же "убедительно", как и кампания по обвинению Украины в суперрасизме, развернутая нашими западными партнерами в преддверии Евро-2012.

Сегодня же сопоставление позиций Украины и Казахстана выглядит далеко не в нашу пользу. Если Казахстан, который уже двадцать два года возглавляет Нурсултан Абишевич Назарбаев, поддерживает партнерские отношения как с Западом, так и с Востоком, сохраняя возможности для маневра и тем добиваясь экономического роста, то мы, несмотря на то что имеем уже четвертого президента, остались за бортом европейских структур и умудрились создать себе серьезные проблемы во взаимоотношениях с Востоком. А наша экономика так и не смогла приблизиться к уровню 1990 года! 

Как мне представляется, политический курс Казахстана, несмотря на все трудности, всегда носил сугубо прагматический характер, исходил из необходимости усиления позиций национальных предприятий на внутренних и внешних рынках, повышения их конкурентоспособности. На основе этой установки формировалась и внешняя политика страны, в том числе в вопросе выбора интеграционных проектов. У нас же все оказалось перевернутым с ног на голову, когда сначала в качестве определяющей была избрана линия под названием "европейский выбор" - то ли откровенная утопия, то ли крайне отдаленная цель, в то время как главенствующий в системе национальных приоритетов экономический интерес оказался где-то на задворках внимания политического класса. 

Впрочем, в канун праздника принято рапортовать о достижениях, а когда их немного - очень помогают разговоры о патриотизме и любви к родине. Тем более что "профессионалов" в этой сфере у нас гораздо больше, чем в экономике.