Загрузить еще

Народный депутат фракции Компартии Екатерина Самойлик: "Пора провести реформу в системе высшего образования и закрыть ненужные коммерческие вузы"

Народный депутат фракции Компартии Екатерина Самойлик:
Фото: Екатерина Самойлик: «У судьи сын - судья, у прокурора сын - прокурор. Остальные выпускники юридических вузов никому не нужны» . Фото УНИАН.

Но никто не может дать гарантии, что специалист после пяти лет обучения найдет работу, а школу не закроют посреди учебного года из-за недостатка финансирования. Система образования давно пущена на самотек, и никто из чиновников ни за что не отвечает, считает народный депутат от КПУ, член комитета по вопросам науки и образования Екатерина Самойлик.

Кто платит, тот и заказывает

- Екатерина Семеновна, вступительная кампания в высшие учебные заведения подходит к завершению. Министерство образования отчитывается, что у них все под контролем, что нарушения если есть, то минимальные. План по набору бюджетников выполнен, все места заняты, кто не попал - тому остается только выбирать коммерческий факультеты. На ваш взгляд, насколько оправданна эта система поступления?

- Ситуация с набором на бюджетную форму обучения очень непростая. Государство должно четко планировать, сколько и каких специалистов нужно выучить для той или иной отрасли. Где возникает серьезная кадровая проблема, туда и необходимо готовить специалистов, тратить государственные средства. У нас же за бюджетные деньги готовят юристов, экономистов - представителей других профессий словно не существует. Даже международники и те обучаются платно. Но притом правовая ситуация оставляет желать лучшего, экономика в плачевном состоянии, международные отношения еле тлеют, Украину перестают замечать. Вот что такое непрогнозированная потребность в кадрах. Кадры готовим, но дипломы лежат дома, большинство профессий не востребованы. Устраиваются только отдельные специалисты: у папы судьи - сын судья,  у прокурора - прокурор, а все остальные никому не нужны. Я не против приемлемости поколений, но ведь нужно же знать меру. 

- Выходит, что госзаказ бюджетников подбирают непродуманно?

- Нам нужно создать межведомственный или координационный совет при Кабмине, который должен изучить потребности рынка труда, и только там, где действительно возникает потребность, готовить смену. И рассчитывать необходимо на пять или больше лет вперед, ведь люди уходят на пенсию, и им нужна замена. Все почему-то считают, что это дело Мин­образования, но это не так. Этим должно заниматься и Министерство экономики, и Минсоцтруда, и объединения работодателей. Это был бы государственный подход, мы могли бы понимать, кого и в какую отрасль нужно готовить. 

- Для тех, кто не попал на бюджетную форму объявления, единственный шанс - учиться по контракту, платно. Но с каждым годом стоимость учебы возрастает, вузы сами ее устанавливают, независимо от того, что уровень жизни не улучшается. Есть ли способ повлиять на ректорат сделать стоимость учебы не такой высокой, в разумных пределах?

- В нашем комитете ВР по вопросам науки и образования есть и ректоры. Так мы еле сдерживаем их, чтобы они не пролоббировали повышение платы в течение срока обучения. Когда при поступлении заключается контракт, в нем указывается сумма - например, в год нужно 8 тысяч гривен заплатить. Мы настаивали, чтобы она осталась на том же уровне до окончания вуза. И то, что цена при поступлении с каждым годом растет, ректоры объясняют тем, что это та разница, которую должен был платить студент, поступивший год, два, три назад. Это неправильно. Мы ждем не дождемся Закона Украины "О высшем образовании", в котором необходимо четко зафиксировать "потолок" цены за обучение. Сколько это будет - 10, 20 минимальных зарплат, надо решить. Но это должна быть сумма, которая сможет устроить людей со средним и  минимальным достатком. Пора провести реформу в системе высшего образования и закрыть ненужные коммерческие вузы. 

Первая проблема, с которой сталкиваются бывшие студенты, - безработица. Компартия настаивает на том, чтобы государство готовило специалистов, которые будут востребованы. Фото Олега Укладова.

Учебные базы морально устарели

- Говоря о высшем образовании, которое стремятся получить все без исключения, будет неправильно не вспомнить о профессиональных училищах, в которые никто не стремится и которые нынче находятся в плачевном состоянии. Почему сегодня государство не поддерживает их?

- В свое время я боролась за то, чтобы не переводить ПТУ на местные бюджеты, зная, какие они бедные. Но это сделали. И получилось то, что за счет местных бюджетов их не могут должным образом финансировать, стали их закрывать. Почему? Потому что они имеют земли, здания, базы отдыха в неплохих местах, которые уже передаются в долгосрочную аренду непонятно кому. А главное - специалисты оказались никому не нужными. Взять, к примеру, мой родной Херсон. У нас не работает ни одно предприятие, при котором раньше были профтехучилища. И теперь, даже если и поступает какой-то заказ, выполнять его некому. В ходе развала экономики в стране разваливаются и распродаются не только заводы и фабрики, но и училища. Чтобы возродить из пепла ПТУ, нужно восстановить предприятия, тогда будет потребность в высококвалифицированных кадрах. Но это никто не решает. Нас рассматривают как базарно-сырьевой придаток, поскольку все только продаем, ничего не создавая.

- Но и те, что еще остались, не только нуждаются в средствах, учащихся, но и в материально-технической базе.

- Да, обучать специалистов не на чем. 80 процентов технической базы морально устарело. Ведь все это приобреталось еще во времена СССР, а технический прогресс не стоит на месте. Я как-то предлагала: давайте для наших сельхозучилищ закупим по одному современному комбайну, есть же поля, пусть ребята учатся. Мне ответили, что проще и дешевле учить управлять комбайном в компьютерном режиме. А ведь он должен сесть за руль комбайна.

Сельские школы нужно спасать

- В сентябре начнется новый учебный год, но не для всех. Большинство сельских школ если уже не закрыты, то на грани закрытия. Что делать сельским жителям, которые не могут дать своим детям даже среднее образование?

- Сельские школы нужно спасать. В конце этой сессии мы приняли изменения в некоторые законодательные акты, один из них касается защиты сельских школ. Мы предлагали открывать классы при наличии трех детей, сейчас - при пяти. Предлагается социальная защита сельских учителей, 65 процентов из которых пенсионного возраста, - льготы на коммунальные нужды и ряд других необходимых для нормальной работы поправок. И если мы примем этот закон во втором чтении, то молодой учитель, который только пришел на работу, без доплат будет получать немного больше 3000 гривен. Учитель со стажем - 5000-6000 гривен. А при выходе на пенсии - большие льготы, не менее 80 процентов от заработка плюс доплаты за каждый проработанный год. Этим мы сможем привлечь и удержать кадры в селе. В первом чтении этот закон приняли, если захотим сохранить сельскую школу - примем и во втором.

- Есть еще одна программа - "Школьный автобус", насколько она действенна?

- Если мы не сохраним сельские школы, необходимость в школьном автобусе отпадет автоматически. К тому же этой зимой из-за плохих погодных условий, да по нашим дорогам, в некоторые села автобусы не могли доехать, дети не посещали занятия. Сельские школы нельзя бросать на произвол судьбы: чем те дети хуже городских? Ничем. А если вспомнить, сколько выдающихся личностей вышли родом из сельской местности, тем более.