"ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ"
Курс на вхождение в международные организации наша страна объявила вместе с декларацией о суверенитете. Эксперты рассказали "КП", что в те годы содержанию организаций значение придавалось небольшое - важно было количество. Дело вовсе не в комплексе неполноценности, коим могло страдать молодое государство: каждая новая пометка о членстве в "свидетельстве о рождении" Украины означала все большую и большую независимость страны. За один только 1992-й мы подписали документы о полном членстве или статусе наблюдателя с 8 международными организациями, в числе которых - Международный валютный фонд.
Сейчас ситуация обстоит иным образом. Философию "чем больше, тем лучше" сменил прагматический подход: нужно или не нужно Украине участвовать в какой-нибудь организации, решает Верховная Рада. Правда, как показывает практика, депутаты очень редко отказывают МИДу - за всю историю было пять-шесть случаев, когда Рада "прокатывала" международные организации.
- Все присоединения к каким-то международным договорам и организациям мы внимательно проверяем, следим за целесообразностью таких шагов. Считаю, что Украина сегодня - член оптимального числа организаций, что позволяет нам эффективно защищать национальные интересы, - сказал "КП" член комитета ВР по иностранным делам Леонид Кожара. - Деньги за участие платим, поверьте, небольшие.
Взносы в большинстве организаций оплачиваются в начале финансового года (1 января). А размер - либо фиксированный, либо определяется каждый год. Общая сумма взносов, которые платит Украина, - 236 миллионов 400 тысяч гривен. Если сравнить ее с другими тратами из бюджета, это не такая уж и большая сумма - примерно столько стоит обслуживание и строительство дорог в не самом большом украинском регионе или строительство полноценного больничного комплекса.
Вместе с тем эти деньги - своеобразный "налог" с каждого экономически активного украинца. Если учитывать, что налоги платят порядка 25-26 миллионов наших сограждан, на каждого из них в год приходится по 9 гривен 50 копеек "международных" денег.
"КП" решила разобраться, на что они уходят.
ДОРОГО ПЛАТИМ ЗА АВИАЦИЮ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Весьма солидные суммы "съедает" полноценное участие в Совете Европы - 40 миллионов гривен в год. Что поделаешь, за европейский вектор приходится платить. Наука, впрочем, тоже стоит дорого. За участие в Объединенном институте ядерных исследований платим аж 16 миллионов.
Довольно дорого обходится авиабезопасность. Правда, платят за нее не из госбюджета, а из фонда госпредприятия "Аерорух" - оно получает отчисления за аэронавигационное оборудование. Если бы авиационные отчисления "разбросали" на каждого авиапассажира (а часто летают у нас не больше 3% украинцев), получилось бы почти по 100 гривен на человека - практически неподъемный груз. Дорого платим также за участие в Международном союзе электросвязи - это 167 тысяч швейцарских франков.
Много стоит и участие в ряде общемировых организаций, поддерживающих "мир во всем мире". ОБСЕ в общем "удельном весе" организаций одна из наиболее тяжелых - стоит Украине треть миллиона евро. Поддержка запрета на химическое оружие обходится почти в 60 тысяч в евровалюте.
СПАСЕНИЕ ПИНГВИНОВ ОБХОДИТСЯ В 45 КОПЕЕК
Самый маленький взнос мы платим в организацию, которая лучше других знает, как и куда ей тратить деньги - в Европейскую организацию финансового контроля (всего 468 евро в год). Чуть-чуть дороже обходится нам Международный центр научной и технической информации - всего 1500 долларов. Этот центр позволяет обмениваться патентной информацией и вообще является помощником № 1 для научно-исследовательских институтов.
Спасение фауны Антарктики обходится Украине приблизительно в 1 миллион гривен. То есть спасение пингвинов, морских львов и планктона (южные моря славятся его количеством) обходятся каждому украинцу в 45 копеек в год.
Что любопытно, "антарктический" съезд проходит всего раз в году в австралийском городе Гобарт - его обычно посещают несколько украинских ученых и представителей МИДа.
Ну если с Антарктикой все понятно (в конце концов там находится наша исследовательская станция "Академик Вернадский"), то какой интерес у Украины в Средиземном море - загадка. А ведь членство в комиссии по исследованию водоема обходится нам в 33 тысячи евро в год. Еще полмиллиона, к слову, мы уже задолжали организации…
КАК В ШЕЛКАХ
По некоторым позициям у Украины есть задолженности. Участие страны в кредитных программах ведущих банков - Всемирного, Европейского банка реконструкции и развития и т. д. - мы не рассматриваем: это совершенно особенная статья расходов и средства на покрытие этих задолженностей берутся в спецфондах бюджета. Но существуют и долги, например перед Всемирной организацией здравоохранения - 26 миллионов долларов. А в самых больших должниках Украина ходит перед ООН: мы недоплатили народам мира 134 миллиона долларов.
- Нас даже исключали из Всемирной организации здоровья из-за задолженности, а потом долго не хотели принимать назад. Но мы пообещали выплатить долговые обязательства, - рассказал "КП" экс-министр иностранных дел Анатолий Зленко.
НА ВЫХОД - ЧЕРЕЗ ПРЕЗИДЕНТА
Конечно, не все довольны тем фактом, что Украина - член 73 международных организаций. Прежде всего - это члены общественных движений, которые пытаются контролировать деятельность МИДа. По оценкам экспертов-международников, ведомству есть где совершенствоваться в отношении международных обществ и союзов.
- Вопрос простых граждан "за что мы платим?" вполне правомерный. МИД очень редко отчитывается за использование этих средств, - рассказал "КП" эксперт Школы политической аналитики при Киево-Могилянской академии Петр Бурковский. - Вторая проблема в том, что в МИД часто думают, что страну за рубежом должны представлять дипломаты. А ведь если форум касается узкой специализации - например создания фонда семян, - на него должен ехать эксперт.
Кстати, интересная деталь. По словам эксперта, Украина - член гораздо большего количества организаций, чем США. Американский Конгресс следит за внешней политикой, за тем, куда тратятся деньги. Перед тем как ратифицировать членство в организации, члены парламента спрашивают у Госдепа, насколько интересно это США. И просят отчитаться, что деньги будут потрачены правильно. Поэтому, например, американцы не подписывают Киотский протокол - они попросту не видят своего интереса в этом.
Украина покидать международные организации не планирует. Тем более что процедура довольно сложная. Как пояснил "КП" Леонид Кожара, все международные организации делятся на правительственные и неправительственные.
- Если договор подписывался от имени Украины, то решение о выходе должен принимать лично президент. Если Кабмина - то правительство. Рада также осуществляет парламентский контроль, и она сама принимает решения о вступлении в организации.
Нужно ли Украине членство в столь многих международных организациях или лучше эти деньги потратить на что-то другое? Высказывайте свое мнение на сайте kp.ua.
Фото Михаила МАРКИВА.
В ТЕМУ
Виктор Медведчук: "Вступление Украины в Таможенный союз позволит превзойти экономические показатели 1990 года"
Лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук считает, что многовекторную политику украинской власти должна сменить стратегия экономической интеграции со странами СНГ. Об этом он сообщил на встрече с журналистами.
- Трудно понять логику украинского правительства, - прокомментировал Медведчук недавнее заявление Азарова об отношениях Украины с Таможенным союзом. -- С одной стороны, премьер-министр признает, что страны СНГ являются для нас приоритетным партнером, на них приходится более 40% нашего товарооборота, но при этом смысл высказывания сводится к соблюдению осторожности в отношениях с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.
По мнению политика, политика евроинтеграции, которую официальный Киев проводил на протяжении последних восьми лет, зашла в тупик:
- Европа не предложила и не могла предложить Украине модель равноправного экономического сотрудничества. Напротив, реинтеграция на постсоветском пространстве предполагает развитие широкого спектра отраслей, в том числе и высокотехнологичных.
- Присоединение к Таможенному союзу позволит Украине получить значительные экономические выгоды, за счет чего наша страна сможет догнать остальные страны постсоветского пространства и, наконец, превзойти экономические показатели 1990 года, - утверждает Виктор Медведчук.