Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украинская труба: Евразийский газовый треугольник

Украинская труба: Евразийский газовый треугольник
Фото: Заместитель председателя правления НАК «Нефтегаз Украины» Вадим Чупрун: «Международный аудит подтверждает, что выгоднее всего транспортировать российский газ в Европу по украинской ГТС».

Стратегия развития энергетики по-прежнему  остается в центре внимания украинской власти. На днях руководство "Нефтегаза Украины" на пресс-конференции рассказывало об угрозах, которые нависли над украинской газотранспортной системой (ГТС), и что нужно сделать, чтобы загрузить ее голубым топливом на 50 лет вперед.

Скрытая угроза

Перспективы отечественной ГТС прямо зависят не только от большой политики, но и от геополитики. Ряд событий в Европе уже сейчас внушают серьезные опасения и являются источниками риска для энергетической безопасности Украины.

- Недавно в Сербии было открыто подземное газохранилище, на котором присутствовал глава "Газпрома" Алексей Миллер, - говорит заместитель главы правления НАК "Нефтегаз Украины" Вадим Чупрун. - И там он заявил, что "Южный поток" будет построен в любом случае. Нас удивляет, что все это происходит с молчаливого согласия Европы. И нам непонятно, почему так происходит, ведь раньше Европа собиралась делать ставку на Nabuco. А "Южный поток" - это прямая угроза украинской ГТС. Фактически это прямой наш конкурент. 

В свою очередь главный инженер ДК "Укртрансгаз" Игорь Лохман заявил, что правительство Украины и НАК "Нефтегаз Украины" уже вкладывают средства в модернизацию и реконструкцию украинской газотранспортной системы. Делается это для того, чтобы сделать транзит газа более надежным, а саму ГТС - более эффективной и конкурентоспособной.

- Все международные аудиты заканчивались одним выводом: украинская ГТС является наиболее оптимальным, экономически выгодным транзитным маршрутом, - заявил Лохман. - И ежегодно вкладываются большие средства для поддержания ГТС в хорошем техническом состоянии для повышения надежности транзита.

Но в то же время у стран - потребителей услуг нашей ГТС есть альтернативные поставщики, и эта угроза намного серьезнее, чем принято считать.  По словам Лохмана, если будет запущен "Северный поток" на полную мощность и заработает "Южный поток", то многие страны Европы попросту откажутся от газа, который сейчас проходит через нашу трубу. Сначала это будут Германия, Франция и Чехия, а потом к ним присоединятся Балканские державы. Произойти это может уже в 2015 году.

- В самом пессимистическом варианте Украине останется 40-50 миллиардов кубометров вместо 148 миллиардов, которые мы можем транспортировать сегодня, - продолжает Вадим Чупрун. - Что это значит для нас? ГТС не сможет работать на полную мощность. Звучат предложения о ее частичной консервации, но если отключить несколько веток нашей трубы, то без газа останутся целые регионы страны. Украинская труба не только прокачивает газ на Запад, но еще и питает всю страну.

Поэтому, по словам Чупруна, нужно обеспечить ГТС газом как можно в большем объеме. Ведь на сегодня нет никаких гарантий со стороны России и Европейского союза по объемам транзита через территорию Украины даже на 2012 год.

Большая политика

Интересно, что строительство газопроводов в обход Украины не имеет экономической целесообразности. Цифры говорят сами за себя.

- Стоимость "Южного потока" оценивают в 27 миллиардов долларов, - говорит Вадим Чупрун. - При этом он сможет доставлять в ЕС около 60 миллиардов кубометров газа. Если же вложить несколько миллиардов долларов в украинскую ГТС, то можно увеличить прокачку в том же направлении на 40-50 миллиардов кубометров. 

По словам главы правления НАК "Нефтегаз Украины", Россия обещает Европе низкие тарифы в первые годы работы "Южного потока", но потом все равно цена на газ будет повышена, ведь нужно будет отбить многомиллиардные вложения.

Так что сегодня в вопросе строительства обходных газопроводов больше политики, чем здравого смысла. При этом ЕС проводит политику двойных стандартов.

- С одной стороны, от Украины требуют соблюдать европейское энергетическое законодательство, - говорит замглавы правления "Нефтегаза". - И в то же самое время "Южный поток" нарушает правило, согласно которому одна и та же компания не может заниматься одновременно добычей и транспортировкой газа. Мы выступаем против такой политики двойных стандартов.

При этом, несмотря на обещания выделить средства на модернизацию украинской трубы, ЕС до сих пор этого не сделал. Фактически нашу страну уже два года кормят завтраками.

Газовый треугольник

Что же делать в такой ситуации? По словам руководства НАК, для обеспечения надежной работы украинской ГТС нужна финансовая поддержка, которую направят на ее модернизацию, но при этом так же важно обеспечить сохранение объемов транзита российского газа. И гарантии этого нужно получать как от продавцов, так и от покупателей.

- Без российского газа ГТС сохранить и поддерживать невозможно, - подчеркнул Вадим Чупрун. - Иначе нашей трубе - "труба". Национальное достояние, ГТС Украины, надо сохранить, то есть загрузить гарантированно. Гарантии должны быть и от России, и от Евросоюза.

По его словам, максимально эффективно использовать украинскую ГТС можно только при трехстороннем участии Украины, России и Европы. 

- Нужно договориться на трехстороннем уровне: Россия - поставщик, Украина - транзитер, ЕС - потребитель, - сказал Вадим Чупрун. - Получается такое подобие треугольника, где отсутствие одной из сторон может привести к катастрофе. Если мы не сможем справиться гарантированно загрузить ГТС, и не убедим все стороны использовать нашу ГТС, о статусе транзитного государства мы будем вспоминать лишь в прошедшем времени.

Однако если Украине удастся договориться, то вложив около пяти миллиардов долларов на протяжении пяти-семи лет, можно модернизировать украинскую ГТС так, что она проработает еще как минимум 50 лет.