Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Год со смерти Черномырдина: "Предать Ельцина... на хрена мне это надо?!"

Год со смерти Черномырдина:
Фото: 3 ноября 2010-го Виктор Черномырдин ушел из жизни.

Ровно год назад, 3 ноября 2010-го, ушел из жизни Виктор Черномырдин. И унес с собой немало тайн.

- Я все никогда не скажу, - часто повторял он в интервью "КП". Но все же иногда приоткрывал некоторые тайны.

Эту же фразу мы слышим от него и в фильме журналиста НТВ Павла Селина "Степаныч. Фильм-завещание".

- Съемки продолжались в течение последнего года жизни Виктора Степановича,- рассказал Селин в эфире радио "КП" и ТВ - "КП". - А почему "Фильм-завещание"? Это были, по сути, последние монологи Черномырдина, обращенные к широкой аудитории.

"- ...Самое тяжелое, - говорит экс-премьер, - это вот когда стреляли по "Белому дому" (4 октября 1993 г. - А. Г.). - Было же такое, чтобы они разъехались, разбежались и в правительстве. Это же я потом только узнал, что и семьи вывезли.

Селин: - Члены правительства вашего?

- Конечно. Я никого никуда не вывозил..."

О тех событиях Черномырдин вспоминать не любил. В своих блокнотах и расшифровках его интервью я нашел только одно откровение Виктора Степановича (это было сказано в 1998-м, сразу после отставки с поста премьера) об уроках "Черного октября":

- Если бы я сейчас предал Ельцина да понес его вдоль и поперек, и авторитет, и рейтинг мой подпрыгнули бы до потолка, а страна бы где была? Да на хрена мне это надо?!. Я могу себе представить, допустим, время, когда Хасбулатов и Ельцин схватились. Результат понятен? А если бы схватились Ельцин и Черномырдин, было бы пострашнее.

"Ну и что? Мало ли чего было?"

Когда Виктора Степановича не стало, я взял на себя смелость опубликовать его интервью, которое при его жизни появиться не могло - он просил "не печатать ничего подобного".

Речь идет о событиях 6 ноября 1996-го, когда президенту Ельцину делали аортокоронарное шунтирование сердца. Пока он находился под наркозом, обязанности главы государства исполнял премьер.

- А правда, что к вам тогда приходили люди и подбивали вас: Виктор Степанович, а давай не будем возвращать Ельцину власть? - спросил я у него.

Москва, "Белый дом". 18 июня 1995 года. Премьер Виктор Черномырдин ведет телефонные переговоры с Шамилем Басаевым.

- Ну и что? Мало ли чего было? Было все! Там все было в руках - пиши указ, принимай решения. Любые! Все! Да этого у меня... Даже в голове этого не было! Мало ли там! Ну говорили, конечно, пытались... Да нет, я даже это во внимание близко... Даже на эту тему... Даже и не хочу даже... А вот отрывок из фильма, который добавляет к этому драматическому моменту некоторые детали...

"- Селин: - Была опасность - если вот Ельцин умрет на операционном столе и сейчас вот в стране начнется кавардак?

- Ну, конечно, было... Не дай бог. Слава богу, что этого не случилось. Я больше могу сказать - меня же уговаривали, пытались подтолкнуть - давай...

Селин: - Ядерный чемоданчик вам не вручали?

- Не, но доложили, что он со мной рядом... Подписываешь указ следующий - все, и пошло-поехало. Президент недееспособный, ну чего? Кто бы не понял?

Операция на сердце - все бы поняли, что все... Они меня подталкивали...

Селин: - Кто?

- Да ну кто? Не будем... Ничего не надо было - все там уже... И поехали... Да вы что? Не в моем это... Я от своих принципов никогда не отступаю... И как бы я в глаза смотрел людям? И вообще это... То есть это исключено даже!"

БЫЛ СЛУЧАЙ

Ему звонил Шерлок Холмс

Черномырдин технически был неплохо подкован. Когда он переехал из Киева в Москву, в кабинете на Старой площади у него появился компьютер.

- У вас же в Украине вроде не было компьютера, - удивился я тогда.

- Как это не было? - возразил Виктор Степанович. - С чего ты взял?

- У вас современный, да? И вы на нем работаете?

- Конечно! У меня и дома компьютер - хороший, мощный. Вдруг в кабинете послышался, как мне показалось, голос Карлсона (точнее, актера Василия Ливанова), который доносился из мобильного телефона.

- Почему у вас звонок Карлсона? - удивился я.

- А что? Хороший звонок. Только это не из мультика. Ой, темнота! Когда снова зазвонил черномырдинский мобильник, я понял, что этот звук из художественного фильма про Шерлока Холмса.

- Ну а что? Хороший фильм, - сказал Черномырдин. - А тебе бы все про Карлсона смотреть...

Москва, Дом кино. 9 июля 2008 г. Посол России в Украине Виктор Черномырдин вручает "Нику" Нонне Мордюковой.

ДИАЛОГИ

Черномырдин и Мордюкова объяснялись друг другу в любви

История о том, как в начале 1998-го премьер Черномырдин переселил Нонну Мордюкову из однокомнатной хрущевки в трехкомнатную квартиру в Крылатском, хорошо известна. Но мало кто знает, как переживала актриса, что никак не может отблагодарить Виктора Степановича: не подворачивался удобный случай. Как-то я сказал ей, что лечу вместе Черномырдиным в Оренбург - это было в ноябре 2003-го.

- А можешь письмецо от меня передать? - На тетрадном листке она написала несколько предложений - это было признание в любви.

Как только наш самолет взлетел, я тут же к Черномырдину:

- Вам письмо от Нонны Мордюковой!

А рядом с Черномырдиным - его супруга, Валентина Федоровна, которая - скорее в шутку - сделала круглые глаза. ЧВС строго глянул на меня, спрятал конверт и поцеловал жену.

А после командировки я соединил их по телефону. Они говорили минут пять...

- Виктор Степанович, я вас обожаю!

- И я вас тоже, Нонна Викторовна!

- Мы же с вами от сохи... Поэтому похожи. Никто так, как мы, не понимает простой люд.

- Мы с вами - одно целое...

"ЗИС-110" из коллекции Виктора Черномырдина.

 

ИЗ КОЛЛЕКЦИИ "ЧЕРНОМЫРДИНОК"

"Мы выполнили все пункты от "А" до "Б"

  •  "Где-то мы нахомутали..."
  •  "Мы выполнили все пункты от "А" до "Б".
  •  "Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и лежит".
  •  "Беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный".
  •  "Какую бы организацию мы ни создавали - получается КПСС".
  •  "Мы всегда можем уметь".
  •  "Россия со временем должна стать евро-членом".
  •  "Нам никто не мешает перевыполнить наши законы".
  •  "С налоговым сюрреализмом надо кончать".
  •  "Страна у нас - хватит ей вприпрыжку заниматься прыганьем".
  •  "Курс у нас один - правильный!"

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На родине откроют музей ЧВС

Екатерина САРЫЧЕВА
("КП" - Оренбург"),
Виктор СОКИРКО

Среди экспонатов - 22 личных автомобиля Виктора Степановича.

В эти дни на малой родине Черномырдина, в Черном Отроге Саракташского района Оренбургской области, в его память заложили первый камень в фундамент нового центра образования, который будет носить имя Виктора Степановича. Помимо учебных классов, здесь расположится музей с его личными вещами.

В свое время экс-премьер хотел организовать в Черном Отроге музей истории села, под эти цели было выкуплено здание бывшего райкома партии, но реализовать задумку Виктор Степанович не успел. Его инициативу подхватили сыновья и друзья. Открытие комплекса запланировано на 2013 год - к 75-летию Виктора Степановича.

Будет воссоздан интерьер рабочего кабинета Черномырдина - от телефона до счетной машины. Родственники пожертвовали его коллекцию автомобилей - их 22, многие - эксклюзивные. Увлечение родилось, когда Виктор Степанович разыскал и выкупил у колхоза старенькую полуторку отца, Степана Марковича. Есть в коллекции классический лимузин 50-х годов, "Мерседес" 1938 года. Не обошлось и без последней ласточки - "Мерседеса-500", на котором Черномырдин ездил, когда был послом России в Украине.

- Все авто на ходу, - рассказал директор музея Андрей Сорокин.

Здесь же коллекция холодного и огнестрельного оружия Виктора Степановича - в арсенале более 40 единиц. Двустволка с вертикальным расположением стволов 1911 года, ружье с оптическим прицелом, подаренное ему Борисом Ельциным на 60-летие, трехствольный пистолет из вооружения космонавтов. Ну и куда настоящему казаку без шашки!