В Министерстве образования и науки Украины решили вернуть с дистанционного образования за парты как минимум 600 тысяч учеников, объясняя эту инициативу «колоссальными образовательными потерями». «Ребенок в восьмом классе владеет академическими знаниями на уровне шестого класса», - подчеркнул министр образования и науки Украины Оксен Лисовый. Коротко про – о том, почему предложение Минобразования учителя, школьники и их родители встретили в штыки.
Около 1 миллиона украинских детей учатся онлайн: 600 тысяч – в Украине и почти 400 тысяч – за границей. И за последние четыре года, как заявили в МОН, украинская система образования понесла качественные потери, в том числе из-за COVID-19 и полномасштабной войны. Поэтому украинские дети отстают от своих сверстников из других стран на 1,5-2,5 года обучения. Об этом свидетельствуют результаты исследования Организации экономического содружества и развития PISA–2022, проведенного в 81 стране мира в прошлом году.
Правда, в МОН Украины умолчали, что практически все страны, участвующие в исследовании PISA–2022, показали общее снижение по разным причинам, но в основном из-за коронавирусной пандемии, средних результатов математической и читательской грамотности. В ведомстве также не упомянули, что исследование проводилось среди учащихся возрастом 15 лет и только в 18 из 27 регионов Украины (понятно, почему).
Ну и будем честны: конкурировать с находящимися на вершине списка PISA–2022 Сингапуром, Японией, Тайванем и Южной Кореей по уровню математической грамотности Украина не могла и в свои лучшие годы – что уж говорить, когда в стране война. И кстати, результаты PISA-2022 не так уж и ужасны: Украина далеко не в конце списка, а скорее - ближе к высоким показателям. И то, что наша страна не скатилась за эти годы на дно безграмотности и необразованности, - это заслуга украинских учителей и школьников. В том числе – преподающих и обучающихся на дистанционке.
Несмотря на это, в министерстве считают, что учиться детям лучше офлайн. Комплексная политика «Школа офлайн», разработанная в ведомстве, призвана «дать доступ к безопасному очному образованию, а также позволит повысить качество дистанционного образования, если выход офлайн невозможен".
В предлагаемом проекте приказа № 850, который то вот-вот готов вступить в силу, то возвращается на доработку в МОН, авторы обозначили конкретные шаги.
Министерство пересмотрит список дистанционных школ, и, если в классах будет меньше 20 человек (не учитываются дети на экстернате или на домашнем обучении), школы закроют. Классов должно быть как минимум по одному для всех лет обучения (с 1-го по 9-й или с 5–го по 11-й, или с 8-го по 11-й для лицеев).
В МОН говорят, что на дистанционке учатся разные категории учеников с разными потребностями: дети за границей учатся по двойной программе (по местной и по украинской), дети с оккупированных и прифронтовых территорий не имеют постоянного доступа к интернету (спорное убеждение, разве что речь идет о глухих селах, откуда семьи с детьми постарались выехать давным-давно). И учителя не могут по этой причине уделить внимание каждому ученику во время урока.
Эту инновацию Коротко про прокомментировала жительница временно оккупированной территории Донецкой области Людмила Еремченко, чей сын учился дистанционно в украинской школе.
- На дистанционное образование мой ребенок перешел еще в 2019 году: это был 9-й класс, сын хотел получить аттестат базового среднего образования, чтобы решить, куда двигаться дальше. Адрес ближайшей дистанционной школу мы нашли на сайте МОН в Мирнограде. Точнее, это был экстернат. Сын писал контрольные, мы отправляли их через границы, потому что у нас требовали оригиналы контрольных. Выпускных экзаменов не было из-за пандемии. Затем сын пошел учиться дистанционно в школу в Покровске, где был 10-й класс. Были видеоуроки, была обычная работа учителя, задания, «домашки», ответы, при этом у учителей чаще не было электричества, чем у нас. Экзаменов в 10-м классе не было. В 11-м классе мы выехали на свободную территорию, на запад Украины, сын начал учиться очно. Но! По два-три часа в день школа сидела в укрытии, благо оно было рядом. Затем начались блэкауты. В итоге, школа перешла на дистанционку. Ближе к концу учебного года мы выехали в Латвию, где сдавали НМТ. Сын показал достаточные результаты, чтобы поступить в столичный вуз. Так что дело не столько в формате обучения, сколько в желании детей учиться… А дистанционку отменять нельзя, тут уже наработан гигантский преподавательский опыт за эти 10 лет. И никто не знает, куда прилетят российские ракеты и где закроются школы.
Для них предлагается ввести индивидуальные планы обучения и педагогический патронаж. Правда, речь идет о дистанционных классах прежней школы. Если она прекращает работу, дети с учителем переходят в другой класс. Не совсем понятная инновация, если учесть, что школ-переселенцев не так уж и много, и многие учатся кто где. Предполагается, что ребенок продолжит общаться на дистанционке со своим классом и своими преподавателями, а не чужими. Но учитывая массовый отъезд детей и родителей за границу и в другие города, вряд ли классы остаются теми же, какими были с момента образования.
В реальности, дети на оккупированных территориях ходят в тамошние школы. В противном случае к родителям придут с вопросами из «министерств образований» и «районо». В свободное время маленькие жители оккупации постигают украинскую образовательную программу дистанционно. Хорошо или плохо – другой вопрос, но в вузы, кто хочет, поступает и даже не по льготным квотам, а в общем порядке.
Украинские дети-беженцы учатся в местных школах и одновременно – в украинских, чтобы не терять связь с родиной. В министерстве обеспокоены их такой же двойной нагрузкой, как и у детей в оккупации, поэтому предлагают ввести украиноведческий компонент – сокращенную учебную программу, состоящую из украинского языка и литературы, истории и географии Украины, защиты Украины. Остальные предметы по возвращении ребенка обратно в Украину будут перезачтены.
Почему нельзя сделать украиноведческий компонент для детей в оккупации? Они изучают химию, физику, биологию, алгебру и геометрию сначала на русском, потом на украинском языках. С каждым годом детям, не имеющим повседневной практики общения, все труднее постигать науки на украинском языке. Связи с Украиной могут порваться незаметно и быстро.
Все дети, которые выйдут на очное обучение, будут учиться только в школах, где есть укрытия. Если укрытий нет – школа должна построить или оборудовать его. Государство обещает дать на это деньги, если школа подаст заявку через систему DREAM.
Считается ли школа, где укрытие только строится, школой с укрытием? Не сообщается.
Далее: авторы инициативы в МОН обещают, что там, где невозможно построить укрытия по причинам безопасности, громады будут покупать автобусы для подвоза детей к безопасным местам для обучения.
Готовы ли родители рисковать жизнью детей, которых автобусы будут везти по разбитым - и не исключено, что заминированным - дорогам, возможно, под обстрелом в школы, где есть укрытия? И что означает «невозможно построить укрытие по причинам безопасности»? Если речь идет о прифронтовых районах, то, во-первых, громадам там не до школьных автобусов, и во-вторых, ни один родитель не отправит своего ребенка в неизвестность в тех условиях, когда даже строить укрытия небезопасно.
Хорошо было бы, если бы МОН обнародовало список гарантированно безопасных мест для обучения. Ибо, как показала жизнь, ракеты долетают и до условно мирных Черкасс, Винницы, Кропивницкого…
Предложение раздать учителям и ученикам ноутбуки и планшеты для продолжения дистанционки пока можно расценивать как благое пожелание. Их раздадут там, где не будет возможности посещать школу офлайн, но кто и как привезет гаджеты детям и преподавателям в небезопасные районы?
Закрытие дистанционных школ и тех, что не оснащены укрытиями, приведет к увольнениям учителей, скорее всего – к масштабным. Можно предположить, что в украинском системе образования мигом нарисуется острая нехватка педагогов, но закрыть пробел будет некому. Мало кто из преподавателей, особенно пожилого возраста, покинет свой дом, чтобы искать работу и строить новую жизнь в другом месте. Безработные преподаватели-переселенцы с определенной долей вероятности могут плюнуть на все и вернуться домой в оккупацию, где есть дом и не надо отдавать зарплату за аренду квартиры.
Если государство хотело сэкономить, «оптимизировав» дистанционные школы, то эта экономия обойдется ему очень дорого и выражаться будет в людских ресурсах, покинувших систему экономики. Уволенные не платят налоги, не покупают много товаров и чаще всего уезжают, благо страны за границей открыты. Нехватка преподавателей может легко превратить школы в подобие сельских учебных заведений, где географию и историю читает по совместительству физрук, а биологию – завхоз.
Пытаться сэкономить на системе образования – позорно в любой стране. Стоит ли трогать уже более-менее сложившуюся за десять лет дистанционную форму обучения, которая показывает не самые страшные результаты и вполне жизнеспособна? Школьные автобусы хороши в мирное время, а в укрытиях, какими бы они ни были стойкими, ученики еще весной проводили до 6 часов, дожидаясь окончания воздушной тревоги, – может, это время продуктивнее было бы потратить на учебу, пусть и дистанционную?..
Приказ № 850 Министерства образования и науки Украины еще обсуждается в самом министерстве. Возможно, его подкорректируют с учетом реалий, а не «хотелок» ведомства. Пока же он выглядит слишком оторванным от реальности.