Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
27 февраля
Загрузить еще

Как за границей получить паспорт или вступить в наследство: советы украинцам

Как за границей получить паспорт или вступить в наследство: советы украинцам
Фото: Соцсети

Миллионы граждан Украины, которые нашли временную защиту от войны в Европе, могут столкнуться с проблемой замены или восстановления документов, а также с юридическими трудностями вступления в наследство, которое осталось в Украине.

KP.UA расскажет об основных процедурах, связанных с документами, а также объяснит, могут ли депортировать в Украину мужчин, не вставших на воинский учет за границей.

Паспорт гражданина Украины (+ загранпаспорт)

Практически все документы за границей, в частности, паспорт, можно оформить в ГП «Документ», которое входит в сферу управления Государственной миграционной службы Украины. Подразделения «Паспортный сервис» открыты:

  • в Польше (Варшава, Краков, Гданьск, Вроцлав);
  • в Турции (Стамбул);
  • в Словакии (Братислава);
  • в Чехии (Прага);
  • в Германии (Берлин, Кельн);
  • в Испании (Мадрид, Валенсия);
  • в Италии (Милан, мобильные комплексы ГП «Документ» - белые микроавтобусы у ТЦ Fiordaliso).

Там украинцы могут оформить ID-карту или загранпаспорт (в том числе вместо украденного или утерянного), обменять паспорт (в случае завершения срока действия, изменения информации или из-за непригодности к использованию), обменять паспорт образца 1994 года (книжечку) на ID-карту (по желанию или в случае непригодности книжечки).

Стоимость несрочного оформления документов – в пределах 2000-3500 грн (в валютном эквиваленте страны пребывания) плюс 400-800 грн (в зависимости от вида паспорта). Также можно одновременно оформить ID-карту и загранпаспорт.

Также паспорта и другие документы можно оформить в посольствах или консульствах Украины в стране пребывания. Для оформления загранпаспорта необходимо заранее записаться на сайте МИД Украины на эту процедуру. Затем предоставить список документов:

  • паспорт гражданина Украины и его копию (или любой документ подтверждающий гражданство Украины);
  • документ, подтверждающий временное или постоянное проживание в стране, где подается заявка (при наличии);
  • документы и их копии, подтверждающие обстоятельства, из-за которых паспорт подлежит обмену (например, в случае изменения фамилии);
  • квитанцию об оплате консульского и административного сборов. В некоторых структурах заплатить за оформление загранпаспорта можно во время оформления – это надо узнать дополнительно;
  • заявление–анкету (формируется консулом во время приема);
  • фотографии заявителя (делаются в помещении посольства и в цифровом виде заносятся в систему).

Свидетельство о рождении ребенка

Место рождения ребенка не влияет на его возможность принятия гражданства Украины. Если родители или один из родителей ребенка на момент его рождения были гражданами Украины, то малыш также является гражданином нашей страны.

Государственную регистрацию актов гражданского состояния украинцев за границей проводят дипломатические представительства и консульские учреждения Украины. На их официальных сайтах есть список документов, которые родителям надо предоставить для получения свидетельства о рождении. Обычно это:

  • документ из больницы о рождении ребенка (переведенный и легализованный в установленном порядке), либо справка врача, принимавшего роды вне роддома, или бумага, подписанная двумя свидетелями рождения ребенка дома без медпомощи;
  • паспорта родителей или одного из родителей. Если документа у одного из родителей нет, то сведения о нем будут определяться на основании свидетельства о браке;
  • свидетельство о браке или заявление матери, или заявление отца об установлении отцовства, или совместное заявление отца и матери, не состоящих в браке.

Если есть какие-то другие документы (свидетельство о смерти одного из родителей, решение суда о признании родителя пропавшим без вести и т.п.), их тоже надо приложить к пакету документов.

Зарегистрировать ребенка-украинца в ГП «Документ» за границей нет возможности, поскольку эти филиалы не наделены такими полномочиями. Если не регистрировать ребенка в украинских диппредставительствах, то его не будет существовать с юридической точки зрения для государства Украина. Следовательно, никаких социальных выплатах на ребенка не будет. Поэтому лучше позаботиться об этой процедуре заранее.

Кстати, все выплаты на ребенка женщина может получить только после возвращения в Украину и не позднее, чем через 12 месяцев после рождения малыша.

А вот оформить загранпаспорт новорожденному ребенку можно и в консульствах Украины, и в ГП «Документ». При этом можно иметь на руках даже иностранное свидетельство о рождении, правда, его придется сначала перевести на украинский язык и заверить у украинского нотариуса или в заграничном дипломатическом учреждении. Ребенка нести для оформления паспорта не надо – достаточно будет фото 10х15 см на белом фоне, где лицо ребенка занимает 70% снимка.

Паспорт гражданина Украины для выезда за границу оформляется в течение 3 месяцев со дня принятия решения об оформлении. По срочному тарифу – от 3 недель до 1,5 месяца.

Открытие ФЛП

Граждане Украины, которые временно находятся за границей, могут открыть свой бизнес в Украине, платить налоги и тем самым поддерживать экономику своей страны.

Легче всего открыть ФЛП (физлицо-предприниматель) через сервис «Дія». Эта процедура занимает от силы 20 минут, если будущий бизнесмен уже четко знает свои виды экономической деятельности. Если нет или сомневается – их можно подобрать в «Национальном классификаторе видов экономической деятельности» (КВЭД). Код вписывается в соответствующую графу во время регистрации ФЛП в «Дії».

Открыть счет для ФЛП можно как в украинском банке онлайн, так и в зарубежном. Однако придется изучить все требования банков к открытию счетов и к условиям прохождения идентификации клиентов – для этого стоит скоммуницировать непосредственно с банком, тем более во всех финансовых учреждениях есть опции чата с сотрудниками и т.п. Стоит также узнать заранее условия по зачислению валютных средств на банковский счет, открытый в Украине.

ФЛП обычно работают на едином налоге (упрощенная система налогообложения). Все зависит от планируемых ежегодных доходов, а также от контрагентов – будут ли это граждане Украины или и иностранцы тоже. Этот вопрос также надо заранее изучить и указать при регистрации ФЛП правильную группу.

Так, 2-я группа – только для предоставления услуг населению Украины и плательщикам единого налога. Ограничение по доходам за год – 834 минимальные зарплаты, ограничение по количеству наемных работников – не более 10. Ставка налога – не больше 20% минимальной зарплаты (сейчас она составляет 6700 грн). Платится ЕСВ, размер которого ФЛП определяет самостоятельно, но не меньше минимального страхового взноса (сейчас - 1474 грн) и не больше максимального (сейчас – 22 100 грн).

ФЛП 2-й группы не могут заниматься следующими видами деятельности:

  • посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества,
  • предоставление доступа к сети Интернет,
  • производство, поставки, продажа ювелирных и бытовых изделий из драгметаллов, драгоценных камней, в том числе и органогенного происхождения, и полудрагоценных камней.

В свою очередь, 3-я группа может предоставлять услуги кому угодно. Для нее существует несколько ставок налога:

  • 2% от полученного дохода (только на период военного положения) – размер дохода неограничен;
  • 3% от дохода +НДС 20% (от военного положения не зависит, при этом есть ограничения по доходу – за год он не должен превышать 1167 размеров минимальной зарплаты);
  • 5% от дохода без уплаты НДС (от военного положения не зависит, при этом есть ограничения по доходу - за год он не должен превышать 1167 размеров минимальной зарплаты).

Плата единого социального взноса для 3-й группы – такая же, как и для 2-й. На период военного положения льготы и освобождение от уплаты ЕСВ зависят от выбранной группы и конкретной ситуации ФЛП.

Чтобы избежать двойного налогообложения (что возможно, если украинец живет за границей и ведет коммерческую деятельность), то необходимо изучить законодательство, чтобы не попасть под условия признания налоговым резидентом страны пребывания. Некоторые страны Евросоюза уже приняли внутренние нормативные акты, позволяющие украинцам не платить налоги в их странах и избежать двойного налогообложения.

Воинский учет

По правилам воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, заграничные дипломатические ведомства обязаны информировать граждан Украины за границей о начале нового призыва и способствовать их возвращению домой, если на родине проходит мобилизация.

Такие граждане должны:

  • в случае выезд из Украины на срок более 3 месяцев - находиться на воинском учете по месту консульского учета в заграничных дипломатических учреждениях Украины;
  • в семидневный срок со дня прибытия из Украины в другую страну – взять паспорт гражданина Украины, военно-учетные документы и прийти в посольство или консульство Украины для взятия на воинский учет;
  • если гражданин Украины планирует находиться за ее пределами меньше трех месяцев – становиться на воинский учет не нужно.

После зачисления на воинский учет гражданина посольство в течение 7 суток должно уведомить об этом районные или городские ТЦК или другие причастные органы в Украине.

В случае начала очередного призыва граждан Украины на срочную военную службу или объявления мобилизации дипломатическое учреждение должно способствовать (но не принудительно депортировать!) возвращению таких лиц домой, то есть в Украину. Каким образом это должно происходить и происходит ли вообще – на сегодняшний день неизвестно. Однозначно известно лишь то, что представители посольств и консульств не имеют права выдавать повестки и вручать их гражданам, находящимся за границей.

Вступление в наследство

Юристы благотворительного фонда «Право на захист» рассказали, как правильно подавать заявление на вступление в наследство из-за границы.

Наследники за границей Украины могут подавать такое заявление почтой в адрес нотариуса, находящегося на территории Украины.

  1. При этом заявление надо отправить почтовым отправлением до окончания 6-месячного срока после смерти наследодателя, установленного в Украине для принятия наследства. Даже если письмо придет нотариусу позже этого срока, заявление считается поданным (если дата отправления еще в пределах 6-месячного срока).
  2. Подпись на заявлении должна быть заверена нотариально. При отсутствии нотариального заверения подписи нотариус отправляет письмо наследнику, в котором предлагает выслать заявление, оформленное надлежащим образом, или лично прибыть к нотариусу по месту открытия наследства.
  3. К слову, 6-месячный срок для принятия наследства может быть увеличен еще на 4 месяца во время действия военного положения.
  4. Если нет возможности отправить письмо в Украину, то можно обратиться в консульские учреждения или дипломатические представительства Украины в стране пребывания. Наследник подает консулу заявление о принятии наследства – лично или письмом. В первом случае заверять нотариально подпись наследника не нужно – консул сам установит личность наследника и проверит его подпись на основании документов, подтверждающих личность.
  5. Наследник, проживающий в других странах, по объективным причинам может не знать о смерти наследодателя и пропустить 6-месячный срок для принятия наследства. При согласии других наследников он может подать такое заявление. Либо по иску наследника, который пропустил срок принятия наследства по уважительным причинам, суд может назначить дополнительный срок, достаточный для подачи заявления. Уважительными причинами считаются:
  • длительная болезнь наследника,
  • большое расстояние между местом постоянного проживания наследника и местом нахождения наследуемого имущества;
  • сложные условия труда, связанные с длительными командировками, в том числе и зарубежными,
  • нахождение наследника на срочной службе в составе ВСУ,
  • незнание наследника о наличии завещания и т.д.
Новости по теме: Документы Наши за границей