На днях в лесах Киевщины были найдены остатки восьми британских истребителей Hawker Hurricane времен Второй мировой войны. Самолеты этой модели Великобритания поставляла в Советский Союз в рамках программы ленд-лиза. И это первая подобная находка на территории Украины.
Больше об этом событии рассказал ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации им. О. К. Антонова Валерий Романенко.
– Люди случайно нашли остатки самолета. Нам сигнализировали. У нас есть в музее целый фонд, где собираем такие обломки. У нас есть немецких самолетов остатки, у нас есть винт от «Аэрокобры», есть и детали от «Харикейнов», найденные в других местах, но это маленькие, небольшие фрагменты. Но мы будем даже небольшой фрагмент вкрапывать в оригинальную конструкцию, потому что чем больше таких элементов, тем больше эта машина соответствует оригиналу и тем более интересна для истории. Мы должны показать, как развивались старые технологии, – говорит Валерий Романенко. – Нашли не сам Hawker Hurricane, а его фрагменты. И в общем-то мы знаем места, где тоже лежат такие фрагменты. И из этих фрагментов мы планируем сделать самолет современным методом и дополнить коллекцию старинными самолетами.
По словам специалиста, музейное сообщество и люди, непосредственно причастные к истории авиации, очень активно отреагировали на находку и уже предложили помощь.
– И документацию, и запасные части, и фрагменты… Были фирмы, которые, собственно, занимались восстановлением старинных самолетов, они нам предложили передать остатки деталей, которые у них остались после того, как они сделали свое. То есть вместе, всем миром, я надеюсь, мы сможем эти самолеты восстановить. Ну, хотя бы один. Ведь вы сами понимаете, что у нас государство не богатое и придется работать на спонсорские деньги. Если заинтересованные люди захотят увидеть самолеты, которые воевали в нашем небе... - говорит Валерий Романенко.
Hawker Hurricane в 1944-45 годах активно защищали территорию Украины именно так, как сейчас защищают нас наши воздушные силы.
- Немцы тогда бомбили нашу территорию, бомбардировщики сбрасывали мины на железную дорогу и железнодорожные пути. И вот один из тех самолетов, которые нашли, как раз прикрывал эту железную дорогу, ведущую на Львов, западное направление. Там прямо определены на документах этого полка маршруты, которые они должны прикрывать, показаны железные дороги, которые должны прикрывать. Над Украиной Hawker Hurricane использовались только для противовоздушной обороны, - отмечает сотрудник музея авиации им. О. К. Антонова.
Hawker Hurricane – машина для нас уникальна. По словам нашего собеседника, в Советском Союзе смогли восстановить две такие машины тем же способом, что и мы планируем, потому что нашли их в неплохом состоянии на севере, в болотах.
– А в болотах оно лучше сохраняется. Болото сохраняет хорошо даже дерево. Сейчас мы, извините, от Советского Союза очень далеко. Потому нам нужно создавать все свое. И мы считаем, что все, что летало в нашем небе, для наших потомков должно быть предметным, а не теоретическим – это шла помощь от союзников, а это делали мы сами. Союзники и сейчас нам помогают. Этот процесс имел свою историю, – отмечает наш собеседник. – Британия первой передала свои истребители, и Hawker Hurricane был первым истребителем, который советская авиация применяла в боях. Сейчас Storm Shadow – первая крылатая ракета большой дальности, которую мы применяем в боях против россиян. Тоже британская.
Для рядового человека - это просто интересная информация. Но для людей, причастных к авиации, это счастье.
– У нас многие интересуются историей авиации – есть моделисты, есть бывшие летчики, есть люди, которым родители рассказывали, как они воевали на «Спитфаере» или «Аэрокобре». То есть есть такая категория людей, для кого это будет близко. А для других - просто приятно провести время среди реальных самолетов и погрузиться в атмосферу аэродрома, – говорит Валерий Романенко.
К сожалению, увидим Hawker Hurricane в музее авиации мы не скоро. Восстановление такой боевой машины требует много времени и средств.
– На это пойдут годы. Теперь у нас война. Мы не можем сделать заказ ни одному заводу, потому что они занимаются другим. Мы сейчас сделаем то, что мы можем собственными силами. Затем будет создан проект генерального обновления. То есть мы пока собираем паззл. Фрагмент к фрагменту, затем все соединяют. Это длительный процесс, никто в ближайшие год-два «живого» Hawker Hurricane в музее не увидит, – объясняет Валерий Романенко.
Таблички с бортовыми номерами помогают проследить боевой путь машин. Фото: www.facebook.com/aviamuseumua
В марте этого года в Киеве разгорелся скандал из-за того, что был демонтирован и изрезан самолет-памятник МиГ-17, стоявший во дворе столичной школы №4. Тогда демонтаж самолета выдали за декоммунизацию. А потом оказалось, что этот памятник-самолет имеет определенную историческую ценность, и Государственный музей авиации им. О.К. Антонова, напротив, хотел бы иметь в своей коллекции эту воздушную машину.
- Порезали в Киеве по указанию депутата самолет и три тонны цветного металла пустили в чей-то карман. Выяснили, что памятник никому не принадлежит. Это вообще! Чем занимается наше управление культуры? Концов нет, никому не принадлежит. Приехала бригада и за пару часов порезала все болгарками, и кому-то в карман ушло несколько тысяч долларов. А самолеты такие выпускал харьковский завод. Этот самолет оставил след в истории Украины, летал в нашем небе. И в музее мы имеем только двухместный вариант этого самолета, а здесь был одноместный, был прекрасный шанс получить одноместный боевой самолет, - говорит Валерий Романенко. – Если мы хотим быть развитой страной, то все развитые страны сохраняют свое прошлое. Если мы хотим быть «Бандостаном», то можно жить по принципу «увидел вот интересное, выломал, принес домой». Потом умер или еще что-то произошло, и родственники выбросили это на мусор. Как у нас происходит с фотографиями, старинными документами и антикварными вещами… У нас все выбрасывается, ломается. Музеи у нас бедные. А сохранение старины – это же деньги. В Америке куда ни поедешь – есть музеи чего угодно. И люди туда ходят и платят деньги. И мы тоже хотим быть туристической страной. После войны это так должно быть, надо будет людям что-то показывать, не только наших депутатов.