21 декабря
Загрузить еще

"Памфировая Маланка" теперь во Львове: открыли выставку уникальных реквизитов известного фильма

Фото: Мирослава Бзикадзе

На экраны украинских кинотеатров вышла долгожданная драма «Памфир». Сейчас фильм успешно собирает кассу, а украинцев параллельно продолжают знакомить с историей фильма и украинскими традициями. Так, после Киева выставка “Памфировая Маланка. Кинолаборатория", на которой представлены маски, костюмы, декорации, раскадровки и эскизы фильма, открылась во Львовском муниципальном художественном центре.

Если у вас не было возможности просмотреть ее в феврале, KP.UA приглашает сделать это сейчас.

Маски, выглядывающие из шкафа

Уникальная выставка раскрывает закулисье создания известного украинского фильма "Памфир". Выставка состоит из четырех частей. Здесь можно увидеть реквизиты, буковинские обрядовые маски и костюмы персонажей, раскадровки сцен кино, а также фото со съемочного процесса и видео вырезанных сцен, не вошедших в фильм.

Директор художественного центра Ляна Мицко говорит, что галерея не могла упустить возможности показать "внутренний мир" нового украинского кино.

- У нас камерные и маленькие залы, поэтому у куратора родилась идея пригласить Маланку к себе домой. Это как бы домашний просмотр внутреннего мира фильма. Получилось уютно, и хочется здесь быть и узнавать фильм больше, - отметила Ляна Мицко.

Выставочные залы обустроили как уютный дом - есть здесь и камин, и старинная мебель, и вещи, разбросанные на креслах. Мистичности добавляют маски, развешанные в дверях и шкафах. Это как будто души умерших родственников заглядывают в дом, ведь считалось, что на праздник Маланки предки тоже приходят поздравить.

Есть на выставке Баба и Дед, образы которых связаны с культом предков, маски тотемных животных, в частности Медведя - опаснейшего хищника карпатского региона и одного из главных героев Маланки. Также есть Коза, Корова и Лошадь, которые кормят семью. Ну и куда ж без демонических существ, которые предстают в образе Черта.

– Эта выставка не только о фильме, о закадровой истории создания картины, но и о народных традициях, о переходе в другую реальность. Здесь есть традиционные маски, народная одежда, объяснения о самой Маланке, причем буковинской, – объясняет куратор выставки Алексей Ананов.

Еще один герой Маланки – Медведь. Фото: Мирослава Бзикадзе

Еще один герой Маланки – Медведь. Фото: Мирослава Бзикадзе

Костюмам - по 70-100 лет

В фильме "Памфир" использованы традиционные маски из карпатских сел Белелуя, Глубокая, Вашковцы, Красноильск, Тарашаны, а также маски, изготовленные на заказ разными народными мастерами и художниками. Те, которые арендовали на время съемок, вернули владельцам, но представленные на выставке будут храниться в фондах Госкино.

Все маски очень разные, ведь, кроме общепринятых приемов, каждый мастер вкладывает максимум собственного творчества и фантазии. К тому же разные маланкары, даже из одного села, всегда соперничают между собой, у кого костюм или маска страшнее, ярче, роскошнее.

Традиционно маски изготавливали из кожи, бумаги, папье-маше, муки, клея и крахмала. Они ломались, портились от конденсата человеческого дыхания.

– Например, перед тем как сделать маску главного героя, мастерица Александра Слодзик изготовила 18 вариантов, – рассказывает Алексей Ананов. - Ведь изделие должно было не только понравиться режиссеру, но и быть удобным для актера, который в маске проводит много времени. Она же из папье-маше, а он от конденсата может размокать. То есть нужно было учесть массу технологических нюансов. Поэтому костюмы очень сложные.

Над костюмами героев работала этнолог и победительница прошлогоднего "Голоса страны" Мария Квитка. Часть из них она собирала по сельским ярмаркам в Карпатах. И нередко это были вещи, которым по 70-100 лет, поэтому такая аутентичная одежда столь убедительно смотрится в фильме.

Стоит отметить, что в съемках некоторых сцен одновременно задействовали несколько сотен человек, поэтому и костюмов было очень много.

Маска Черта. Фото: Мирослава Бзикадзе

Маска Черта. Фото: Мирослава Бзикадзе

Закадровая "кухня"

Будущие образы фильма поначалу рождаются на бумаге. Режиссер Дмитрий Сухолиткий-Собчук вместе с концепт-художницей Ольгой Юрасовой создали целый цикл подробных эскизов костюмов и масок для всех героев. Кроме того, на выставке представлены раскадровки сцен.

Здесь следует обратить внимание на особенности семиотики цвета в фильме. Все цвета имеют значение, каждый из них присущ конкретному персонажу. Например, семья Памфира живет в тепло-желтых, оранжевых и синих тонах, а все, что касается опасности и отрицательного героя – Морды, – в зеленых и черных. Красный цвет сигнализирует, что характер персонажа может меняться.

А еще на выставке будет интересно посмотреть сцены ленты, которые не вошли в финальный монтаж.

- Режиссер Дмитрий Сухолиткий-Собчук дал для экспозиции две отснятые сцены, но которые вырезаны из фильма - их нет в финальном монтаже. А они очень даже существенно меняли бы историю, сюжет. У нас есть, и это уникальная история, когда режиссер показал репетицию одной из сцен, - говорит Алексей Ананов.

Фильм еще находится в прокате в украинских кинотеатрах, и уже сейчас у него один из лучших результатов среди украинских драм. Только за один уикенд, с 23 по 26 марта, лента "Памфир" собрала 2,4 млн грн, обогнав по результату первого уикенда драмы "Мирный-21" Ахтема Сеитаблаева и "Щедрик" Олеси Моргунец-Исаенко. А выставку во Львове можно посмотреть до 9 апреля.

Фото
Фото
29 Марта 202316:57

Справка KP.UA

Фильм "Памфир" режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука сейчас собирает множество зрителей во всех кинотеатрах Украины. Премьера украинской киноленты состоялась на Каннском кинофестивале в мае 2022 года. Картина была отобрана для участия в программах более 40 кинофестивалей в 25 странах мира.

По сюжету главный герой фильма по кличке Памфир в прошлом – контрабандист. Он вернулся из заработков в родное село накануне праздника Маланки всего на две недели. Однако когда его сын устраивает поджог в молитвенном доме, чтобы отец не уезжал и больше времени провел с семьей. Памфир вынужден вернуться к темному прошлому, чтобы возместить ущерб..

Съемки картины велись с октября 2020 года в условиях локдаунов на Буковине, где актеры прожили три месяца для более глубокого погружения в роль. Помимо профессиональных актеров, к съемкам массовых сцен привлекли местных жителей.