21 декабря
Загрузить еще

Авиаэксперт Валерий Романенко: это первая война, в которой без беспилотников не проводится ни одна боевая операция

Авиаэксперт Валерий Романенко: это первая война, в которой без беспилотников не проводится ни одна боевая операция
Фото: aviamuseum.com.ua

Каждый день украинцы живут под угрозой массированных ракетных ударов, а наши защитники круглосуточно готовы отбивать атаки врага. Помощь от союзников поступает, но не так быстро, как хотелось бы. Впрочем, о некоторых достижениях мы уже говорим.

Почему можно утверждать, что Украина выиграла битву за небо, о роли авиации в войне, новые системы поражения вражеских снарядов, KP.UA разговаривает с авиаэкспертом, ведущим научным сотрудником Государственного музея авиации им. О. К. Антонова Валерием Романенко.

Истребители наиболее эффективны против крылатых ракет

- Валерий Дмитриевич, мы много слышим о подвигах украинских летчиков. Однако есть мнение, что военная авиация скоро отойдет в прошлое, уступив место дронам.

– Пилотированная военная авиация со временем действительно отойдет в прошлое. Американцы совершили такой эксперимент: на истребитель F-16 установили искусственный интеллект и выпустили против него такой же самолет под управлением человека. Во всех пяти воздушных боях, причем в ближних маневренных боях, выиграла машина.

Это указывает на то, что ввиду современного огромного потока тактической информации человек уже не сможет адекватно оценивать ситуацию во время воздушных баталий. Поэтому большинство из них будут выполнять роботы. Это уже происходит и на земле, и на море – эсминцы последних поколений имеют всего несколько человек экипажа, а не сотни, как было раньше.

Так и пилотируемая авиация не сейчас, конечно, но мало-помалу будет уходить в прошлое. Присутствие человека останется разве что на дорогостоящих стратегических бомбардировщиках. Вот сейчас американцы создали новую серию перспективных бомбардировщиков В-21. Его предшественник, стратегический бомбардировщик В-2 «Спирит», стоит более миллиарда долларов. Конечно, на подобных бортах человек останется, чтобы контролировать работу радиоэлектронного оборудования.

Во всех остальных случаях пилот будет управлять и самолетом, и роем дронов, которые будут его сопровождать, дистанционно. Всегда есть опасность, что самолет собьют. А так будет сохранена жизнь высококвалифицированного специалиста. Сейчас самый дешевый самолет обходится в десяток миллионов долларов, а подготовка классного летчика стоит не многим меньше.

- Как эффективнее: сбивать ракеты с земли или с воздуха?

- Если речь идет о крылатых ракетах (потому что баллистические сбивать с самолета невозможно ), то истребитель является наиболее эффективным средством поражения. Его легко навести, и он уничтожает дорогие крылатые ракеты дешевыми ракетами "воздух-воздух" малой дальности.

Однако истребитель должен управляться летающим радаром, который сверху видит поле боя на 300 километров и может быстро наводить и перенаводить ракеты из цели в цель в случае массированного налета.

К примеру, россияне у себя на севере вообще не имеют зенитно-ракетных комплексов. Они боятся воздушного удара с американских подлодок в Ледовитом океане или удара авиационными крылатыми ракетами с того же направления. Так что они делают? Они поднимают звено истребителей МиГ-31, выстраивают в линию. Включаются бортовые радары самолетов, способные сопровождать до десятка целей одновременно, и таким образом перекрывается фронт в 600 км.

Итак, истребитель - самое эффективное и экономичное оружие против крылатых ракет. Зенитно-ракетные комплексы вторые по эффективности.

Боятся залетать на контролируемую территорию

– В начале войны россияне активно использовали свою авиацию над нашими городами и селами. Сейчас такое впечатление, что они не решаются залетать вглубь контролируемой ВСУ территории.

– За день до нашего разговора была информация о сбитии российского Су-25. И такие сообщения мы видим как минимум раз в неделю, а то и дважды. Весной в прошлом году Украина выиграла битву за небо. Россияне поняли, что когда они залетают на контролируемую нашими войсками территорию, то до 90% шансов не вернуться назад.

С начала агрессии и до апреля мы настолько отработали взаимодействие радиотехнических, зенитно-ракетных войск и истребительной авиации, что любой залет вглубь нашей территории для врага смертельно опасен.

Они уже из Белоруссии убрали почти всю боевую авиацию. Осталось три – четыре Су-35 и несколько МиГ-31. На время учений забрасывают еще одно-два звена фронтовых бомбардировщиков.

В настоящее время российская фронтовая авиация работает исключительно на линии боевого столкновения.

– То есть самолеты выпускают по нам ракеты с территории России или контролируемой россиянами?

– У них управляемых ракет фронтовой, то есть тактической, авиации, достаточно мало. Используют в основном противорадарные Х-31П или средней дальности Х-59 или Х-35. Они работают ракетами по ближним тылам не дальше Кировоградской области, по портам Одессы, по линии фронта.

А вот стратегические бомбардировщики действительно бьют по нашим тылам, по нашей инфраструктуре – электростанциям, линиям электропередач, по трансформаторным подстанциям.

Иранские дроны-камикадзе Arash-2. Фото: armyinform.com.ua

Иранские дроны-камикадзе Arash-2. Фото: armyinform.com.ua

О новом иранском камикадзе пока мало известно

- Что известно о новом беспилотнике-камикадзе Arash-2, который Иран может поставлять России?

– Пока о нем точно ничего не известно. Даже какой двигатель имеет этот дрон. Потому что иранцы демонстрировали Arash и с реактивным, и с поршневым двигателем.

Этот дрон в бою еще никто не видел. Если сравнивать с Shahed, у которых боевая часть оценивается в 50 – 60 кг взрывчатки, то на Arash, говорят, до 400 кг.

Хотя иранцы - мастера лжи не хуже россиян. Судя по фюзеляжу дрона, там максимальный вес 150 – 200 килограммов взрывчатки.

Чем могут быть опасны беспилотники Arash? У них есть вариант с радиолокационной наводкой. "Араши" могут запускать вместе "Шахедами", и они будут направляться на наши радары, чтобы вывести их из строя.

Однако если эти дроны появятся и будут с реактивными двигателями, то это ничего особенно не изменит. Ну, будет большая скорость, но этого недостаточно, чтобы создать какие-нибудь более серьезные проблемы.

– Наше ПВО научилось сбивать Shahed, а авиация против них эффективна?

- Авиации сложнее, потому что у Shahed достаточно мала скорость. Мы когда-то в армии играли – наводили сверхзвуковой истребитель на Ан-2. Так для сверхзвукового истребителя это была большая проблема – перехватить и сопровождать такую ​​цель. Он начинал лететь за Ан-2 по синусоиде, время от времени теряя его с экрана бортовой РЛС.

Поэтому по дронам тяжело. А вот крылатая ракета для истребителя – это как конфета. Цель, движущаяся равномерно, прямолинейно, с постоянной скоростью плавными поворотами.

Оружие против "Искандеров"

– Наши военные уже прибыли в США для обучения работе с ЗРК Patriot. Эти системы действительно способны закрыть наше небо?

Запуск ракет MIM-104 Patriot. Фото: Bernd vdB/commons.wikimedia.org

Запуск ракет MIM-104 Patriot. Фото: Bernd vdB/commons.wikimedia.org

- Одна – нет, две – тоже нет. Они просто облегчат нам ситуацию. Мы получим дополнительные возможности сбивать российские оперативно-тактические баллистические ракеты с дальностью 500 км.

Это оружие против "Искандеров". Мы сможем защитить два важных объекта. Однако пока не совсем ясно, что именно нам предоставят. По одной информации, это батареи на 6 пусковых установок с боевым расчетом в 90 человек, по другой – 8 пусковых установок.

Например, в Японии 220 таких пусковых установок, в США - 2000, в Германии - 32 пусковых комплекса, в Голландии – 36 комплексов.

Patriot позволит уничтожать не только баллистические ракеты, но и бить надежнее и на большее расстояние по крылатым ракетам. По иранским дронам стрелять из такого комплекса ракетой стоимостью более миллиона долларов дороговато. И нам не дадут столько ракет для Patriot, чтобы использовать их по Shahed.

А вот если россияне напрочь сойдут с ума и бросят в активные боевые действия свою авиацию, то ЗРК Patriot помогут усеять нашу землю обломками их самолетов.

– Сколько времени нужно, чтобы освоить Patriot?

- Думаю, 3 – 4 месяца. Основная проблема в том, что у них радар принципиально отличается от наших. Это техническая сложность. Но я думаю, что особых проблем в освоении радара не будет.

Кто такой "Сергей Атаянц"

– Во время тревог обывателей пугало сообщение «В воздух поднялся самолет А-50У «Сергей Атаянц». Что это за аппарат и почему к нему приковано внимание?

А-50У «Сергей Атаянц» – самый дорогой самолет в российской авиации. Фото: mil.ru

А-50У «Сергей Атаянц» – самый дорогой самолет в российской авиации. Фото: mil.ru

– Сергей Атаянц – это главный конструктор самолета А-50. Прилетевший в Беларусь самолет А-50У несет на борту его имя. Это летающий радар, предназначенный для того, чтобы наблюдать за нашей территорией на большую глубину. По транспортным самолетам до 500 – 600 км, по истребителям где-то на 300 км, по наземным целям и по крылатым ракетам на 200 км.

У россиян 9 таких самолетов. Один они держат в Беларуси, раньше держали два. Для сравнения, в НАТО - 16 подобных самолетов плюс британские самолеты на базе "Боинга-737" плюс Франция также имеет летающие радары дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

В Украине есть только наземные радары. Мы можем «видеть» летящие на высоте самолеты на дальности до 200 километров, а на малой высоте – вообще до 100 километров максимально.

А они сверху видят все – как поднимаются наши самолеты, куда улетают, и могут наводить на них свои истребители.

– А наводчиком для ракет по нашим городам этот А-50 может быть?

- Он может видеть наземные объекты, но это не предназначение этого самолета. Для наземных целей существуют другие типы самолетов: Ил-22, Ил-20, помогающие боевым самолетам выполнять задачи.

Учтите, что стоимость А-50У в семь раз больше обычного Ил-76, на базе которого он создан. Это самый дорогой самолет в российской авиации.

Против дронов вылетят "воробьи"

- В пакет военной помощи от США впервые войдут зенитные ракеты Sea Sparrow ("Морской воробей") с радиолокационным наведением. Говорят, их уже приспособили к нашим "Букам".

– Были такие сообщения. Есть два типа "воробьев." Старшие имеют больший размах крыльев, чем ракеты "Бука". Поэтому, сами понимаете, цеплялись бы за пусковую установку.

Более новый тип – это контейнерные ракеты, в которых крылья разворачиваются после вылета. "Бук" - самодостаточная пусковая установка. У нее есть собственный радар, собственная система наведения и может нести четыре ракеты. Чем мне еще нравится "Бук", что он самоходный. Выполнен пуск, и через минуту можно изменить позицию.

– Что могут Sea Sparrow?

– Это обычная зенитная ракета средней дальности. Ракеты Sparrow использовали еще во Вьетнаме, а впервые в индо-пакистанских войнах. У нас есть подобные ракеты, Р-27, мы тоже могли сделать сами, но имеем уже что имеем.

Сейчас эти ракеты используются на военно-морском флоте, поэтому добавили Sea. Они компактны, относительно дешевы. Именно ими можно эффективно работать по иранским дронам.

Сейчас мы эти Shahed уничтожаем любыми ракетами, и это изнуряет нашу ПВО. Получив Sea Sparrow, будем сбивать ими, экономя более дорогие боеприпасы. Запас Sea Sparrow в мире очень велик. Иранцы захлебываются делать свои камикадзе.

«Морской воробей». Фото: By Jordon R. Beesley/commons.wikimedia.org

«Морской воробей». Фото: By Jordon R. Beesley/commons.wikimedia.org

Бросаются, как камень

- Также обещают передать Zuni – 4000 единиц. В интернете пишут, что они какие-то загадочные.

– Никаким образом не загадочны. Это тоже старые ракеты еще времен Вьетнамской войны. Они бьют на 9 км, выпускаются из трубчатых контейнеров. Но это хороший боеприпас.

Подвесили по четыре таких ракеты под крыло самолета, слева и справа, подлетели к линии фронта на 8 километров, быстро выпустили по площади и развернулись назад.

Впечатлять конкретные цели такими ракетами тоже можно. Но чтобы прицелиться и ударить по танку или БМП, пилот должен подлететь поближе, на 2-3 км от цели, и сам может попасть под огонь вражеской ПВО.

Такими ракетами лучше накрывается территория, где отмечено скопление врага или ее техники. Если лететь против ветра, противник не услышит звука самолета или вертолета. Одна Zuni несет 24 – 26 кг взрывчатки. Когда 8 ракет внезапно падает на голову, то это 200 килограммов взрывчатки плюс разлетающиеся обломки. Враг в шоке, а тут же пехотная или танковая атака - и опорный пункт захвачен.

- Почему эти ракеты носят название неуправляемых?

– Они бросаются, как камень. Управляемую ракету человек направляет по лазерному лучу, по радиокоманде, по спутниковой системе и т.п. Ракета летит в цель и попадает, куда показал луч, направил оператор или по координатам.

Неуправляемая: прицелились – запустили и забыли. Это как выстрел из пушки.

Ракеты Zuni используют еще со времен Вьетнамской войны. Фото: commons.wikimedia.org

Ракеты Zuni используют еще со времен Вьетнамской войны. Фото: commons.wikimedia.org

К концу войны вряд ли получим самолеты

– Американцы уже выделили средства, а подготовка наших пилотов на самолетах F-15 и F-16 никак не начнется.

- Подготовка последует после того, как президент США подпишет документ, который позволит допустить украинских летчиков к управлению американскими боевыми самолетами. Так же было с Patriot. Президент подписал, и одновременно пошла команда отгружать, учить украинские расчеты.

Я много бывал в американских военных подразделениях – в морской пехоте, авиации, флоте. Американцы куда более щепетильны, чем немцы. Там все очень пунктуально. Если с американским офицером договоритесь о встрече, а вы опоздаете на пять минут, то он вам перезвонит и спросит, почему не пришли.

Россияне за свое разгильдяйство платят кровью. А американцы прагматичны, они не хотят расплачиваться за ошибки. Если без документа от президента начать обучение иностранных граждан на американской боевой технике, то за это можно попасть в суд.

– Люди научатся. А даст ли нам Америка свои самолеты? Каков ваш прогноз?

– До конца войны мы вряд ли получим самолеты. Может быть, и получим, но не будем готовы их применять. Война не будет бесконечной, как некоторые говорят. Россия - бедная страна, хоть и пыжится. Из-за санкций она технически в сложном положении.

Недавно Путин ругал директоров авиазаводов за то, что нет контрактов. А какие контракты, если все цивилизованные страны отказались от импорта российских самолетов? Производить их они могут только для собственных воздушных сил, но там есть потребность только в бомбардировщиках и относительно небольшом количестве истребителей нового поколения. В прошлом году они экономику перевели на военные рельсы и выпустили 29 самолетов, один из которых разбили. Это при том, что были запасы комплектующих, была подготовка к серийному выпуску.

Сейчас воздушно-космические силы России нуждаются прежде всего в штурмовиках, а в России их не выпускают и не разрабатывают. Последний Су-25 был выпущен в 1989 году на заводе в Тбилиси.

Первый советский беспилотник Ту-141

Первый советский беспилотник Ту-141

Нам нужны украинские "Шахеды"

- Когда в Энгельсе возникла "бавовна", вспоминали первый советский беспилотник Ту-141 "Стриж". Он теоретически может выполнять такие задачи?

– При Союзе в Украине были подразделения беспилотных аппаратов. Всего в те времена построили 152 "стрижа", последний в 1989 году. Это многоразовый аппарат, он стартует с буксируемой грузовиком платформы и выполняет полет согласно программе: включает фотографическую аппаратуру или ведет радиотехническую разведку. И первые, и вторые устройства находятся на борту.

Скорость "Стрижа" около 1000 километров в час. У современного беспилотника максимально 250 километров. То есть чисто теоретически "Стриж" может из глубины нашей территории долететь до Энгельса менее чем через час.

Была информация, что на него вместо фотоаппаратуры пристроили 120 килограммов взрывчатки. Теоретически это тоже могло быть, но не подтверждено и не опровергнуто. Эта информация исходила из российского минобороны, не являющегося правдивым источником.

Но учтите: аэропорт в Энгельсе оборонял целый зенитный полк, результат мы видели.

- Известна позиция Израиля по военной помощи Украине. Посол этой страны неоднократно отмечал, что мы не должны ни на кого надеяться, а сами производить оружие.

– Скажите, где он неправ? Мы разве под санкциями? Мы не можем делать свои беспилотники ? Первые мои статьи о необходимости вооруженных сил в БПЛА разного назначения я опубликовал еще в 2000 году.

В конце 90-х я привез из Европы справочник обо всех производимых в мире беспилотниках и обо всей аппаратуре к ним, которая была доступна на рынке. Я передал CD с этой информацией в руки начальнику исследовательского центра Военно-Воздушных сил. В результате мы встретили войну с турецкими беспилотниками. С 2014 года у нас какие-то серии были, но исключительно разведывательные БПЛА.

Мы потеряли время. И вот сейчас первая война, в которой без беспилотников не проводится ни одна боевая операция.

Прежде чем атаковать любой объект, выясняются все тропы к нему. И можем потерять при этом два – три беспилотника ценой в 20 тысяч долларов. Если бы кто-то предположил такое раньше, его просто выгнали бы из армии. Ведь это какие деньги!

Но сейчас все это есть. Когда уничтожали переправу в Харьковской области, то за несколько дней только один артиллерийский дивизион потерял 9 дронов. Но мост был разрушен, разбито много боевой техники врага.

Я не очень хорошо отношусь к позиции, которую занял Израиль в отношении Украины, но они правы. Нам сейчас очень нужны украинские "Шахеды". Ими мы можем уничтожать вражеские тылы до Москвы. НАТО не позволяет нам использовать их оружие для ударов по российским тылам, но если мы сделаем это оружием собственного производства, то никаких возражений не должно быть.