4 ноября
Загрузить еще

31 км в час: как из Киева добраться на автомобиле до западных границ Украины

31 км в час: как из Киева добраться на автомобиле до западных границ Украины
Фото: Немеш Янош/УНИАН

Война в Украине превратила многие украинские семьи в беженцев.  Наша семья выдержала в Киеве бесконечные 8 дней войны, которые казались каким-то ужасом без конца, но в итоге терпение лопнуло. В четверг я сообщила всем своим друзьям, что в пятницу, 4 марта мы уезжаем. Прощались так, как будто расстаемся навсегда.

Наверное, мои друзья очень не хотели, чтобы я уезжала и отговаривали меня как могли.

«Родственники добирались на машине до Львова  5 дней и прокляли все!».

«По дороге нет нигде топлива, и вы не сможете дозаправиться!»

«Подруга простояла на границе 25 часов и подхватила воспаление легких».

«На дороге куча мародеров. Оставят на дороге голыми и босыми – и это в лучшем случае!»

«Блокпосты без знакомства не пройдешь!»

Что из этого правда, а что – сильное преувеличение? Этот материал – для тех, кто решился уехать, но до ужаса боится дороги.  

Планировать время не получится

Итак, самое главное: дорога на запад действительно очень долгая. В первый день мы ехали 13 часов и преодолели всего 430 км от Киева до Каменец-Подольского, куда завозили «гуманитарный груз» - мою двоюродную сестру и тетю.

Во второй день мы за те же 13 часов проехали вообще 370 км. Честно говоря, выезжая в 8 утра из Каменец-Подольского, мы рассчитывали в тот же день если не пройти польскую границу, то как минимум стать в очередь. Но 5-часовая пробка в районе Тернополя разрушила все наши планы, так что пришлось их менять на ходу.

И здесь я хочу рассказать об очень важном правиле, которое помогает нам в автомобильных поездках: в машине должен быть не только водитель, но и штурман.

Во-первых, как вы уже наверное знаете, по всей Украине указатели дорог убрали, а названия городов на въездах замаскировали. Поэтому сориентироваться в пространстве без навигатора практически невозможно.

Во-вторых, навигатор постоянно виснет, а на дорожных колдобинах еще и сбрасывает настройки маршрута и приходится все загружать заново. Если водитель будет в такой нервной дороге еще и этим заниматься, это ему здоровья точно не прибавит.

И, наконец, самое главное: спешная эвакуация по непредсказуемым дорогам – это не веселое путешествие с заранее забронированными отелями. И для того, чтобы ночевать не в машине, а в более комфортном месте, об этом нужно будет позаботиться прямо в дороге. Сделать это не так уж сложно даже в нынешних непредсказуемых условиях.

Примерно к 13-14 часам дня уже приблизительно понятно, где вам предстоит заночевать. А если непонятно, сверьтесь с навигатором, и обещанное вам время в пути смело умножайте на два. Скажем, если навигатор в 13.00 утверждает, что на место вы приедете в 17.00, на самом деле в лучшем случае вы приедете к 9 вечера. То есть, это и будет место вашего ночлега, учитывая, что в 21.00 в большинстве областей начинается комендантский час.

После этого, не отрывая один глаз от навигатора, вторым глазом штурман начинает искать ночлег. Многие бросают посты в ФБ – мол, друзья, помогите с ночевкой. Так делать не нужно хотя бы для того, чтобы не сообщать всему свету, что вы покинули свое жилье и все, что нажито непосильным трудом, осталось без присмотра.

Если озаботиться поисками в 13.00, найти ночлег вполне реально самостоятельно.

Например, в Каменце-Подольском мы бывали ранее. Я просто нашла номер телефона отеля, в котором мы были, позвонила и забронировала.

Поиски в Ковеле начала с нуля. Погуглила «отели Ковеля», позвонила по нескольким номерам и уже с четвертой попытки мы были обеспечены ночлегом.

Учтите, что Вooking и Аirbnb сообщают, что мест в отелях нет, но это не так. Днем они еще есть, а вот ночью практически возле каждого отеля собирается десяток-другой машин, в которых спят люди – все же спать на трассе страшновато.

Путешествие не только долгое, но и тяжелое

Гостеприимство наших западных украинцев, о котором я много читала, сидя в Киеве, оказалось сильно преувеличено. Возможно, они и встречали вновь прибывших с чаем и пирожками на львовском вокзале 25-26 февраля, но к марту, видимо, подустали.

Начнем с того, что по всей дороге на заправках закрыты туалеты. Сами заправки, кстати, открыты, и даже если на них нет топлива, кофе в любом случае есть. А вот туалеты запечатаны и приперты для надежности стульями и стеллажами с товарами. Местные говорят, что не готовы убирать за таким потоком людей – пусть идут в лес. В прямом смысле слова.

В общем прошу прощения за лирическое отступление, но столько людей на обочинах без штанов я не видела никогда. Во-первых, людям, которые в одну секунду превратились в часть потока беженцев, уже как-то не до этикета.

Во-вторых, когда стоишь в многочасовой пробке (например, 12 км перед Тернополем мы ехали больше 5 часов), выбора особого нет.

Кстати, ужасно раздражают водители, которые даже в условиях многочасовых пробок, в которых томятся старики, дети, животные, ведут себя по-скотски и пытаются объехать вереницу машин или по встречке, или по обочине. К сожалению, таких очень много.

В Луцке удалось найти только один работающий ресторан. Фото: автор

В Луцке удалось найти только один работающий ресторан. Фото: автор

Еще один неприятный момент – цены. Летом в разгар сезона мы снимали двухместный номер в Каменец-Подольском за 400 грн, а сейчас он стоит 800. Нам был нужен номер на троих, поэтому в крошечный номер нам впихнули третью кровать и взяли тысячу. Как-то это не очень похоже на то, что кто-то кому-то сочувствует.

Отдельное неудобство – светомаскировка, которой в западных областях придерживаются очень строго. Если вы едете в темное время суток, да еще и впервые, велика вероятность вообще не найти отель, потому что выключено все – от уличного освещения до света в номерах. Если бы иллюстрацией к тому тексту был отель, который встречает гостей вечером, вы бы просто увидели черный квадрат.

И, наконец, в дороге есть очень мало точек, где можно поесть, поэтому по возможности берите с собой бутерброды, снеки, фрукты и термос с чаем. Например, во всем Луцке мы в субботу в 18.30 чудом нашли один-единственный работающий ресторан – даже Макдональдс был закрыт. Кстати, обслужили нас практически мгновенно, поскольку в 19.00 ресторан закрылся.  

Карты или наличные?

Это извечный вопрос, который волнует всех путешественников, но для беженцев он особенно актуален. И ответ на него очень прост: берите все, что есть. Но в идеале у вас должны быть и карты, и наличные.

Например, в Каменец-Подольском я заплатила за отель наличными – принимать карту там категорически отказались. В аптеке тоже сказали, что терминал не работает.

В единственном работающем ресторане Луцка были готовы принять и то, и другое.

А в Ковеле без карты я попросту бы не смогла забронировать номер – администратор не соглашалась оставлять его за мной до вечера без предоплаты.

В дороге понадобится как наличные, так и карта. Никто не знает, где что принимают. В отеле Ковеля понадобилась предоплата по карте. Фото: автор

В дороге понадобится как наличные, так и карта. Никто не знает, где что принимают. В отеле Ковеля понадобилась предоплата по карте. Фото: автор

Ложка меда

В заключение я хочу немного подбодрить тех, кто все собирается в путь.

Да, дорога очень тяжелая, а в темное время суток даже жутковатая.

Но, во-первых, судя по нашему опыту, коронавирус покинул Украину навсегда – о нем никто и нигде не вспоминает, надевать маски не требуют.

Во-вторых, мародеров на дороге нет – по крайней мере, их точно не столько, сколько об этом говорят.

В-третьих, вопреки всем слухам, топливо на дорогах есть – примерно на каждой третьей-четвертой заправке. На каких-то заправках в очереди стоят десятки машин, а на каких-то – никого. Мы заправились по дороге три раза (в Киеве, Каменец-Подольском и Луцке) и ни разу не стояли в очереди.

Очень много негатива я слышала про блокпосты – мол, и хамят, и задерживают, и багажник весь перетряхивают, и в целом ведут себя неадекватно.

Это неправда!

Единственный минус заключается в том, что многочисленные блокпосты действительно полностью заблокировали движение в западном направлении. Но за два дня мы проехали десятки блокпостов, и ни разу с нами не вели себя грубо. И представители терробороны, и полицейские (хотя полиция и правда чуть дотошнее) предельно вежливы и доброжелательны, не придираются, рассказывают, по какой дороге лучше поехать, и непременно желают «счастливого пути», хотя, конечно, понимают: это совсем не тот путь, который можно назвать счастливым…​